Координационный совет по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию

Студенческие научные сообщества: лучшие практики и новые смыслы

16 мая 2021 года, 19:15

Координационный совет по делам молодежи в научной и образовательной сферах совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и представителями университетов обсудили перспективы развития студенческих научных обществ.

Студенческие научные сообщества: лучшие практики и новые смыслы

В рамках российского форума «Молодежь и наука», проходящего в эти дни в Нижнем Новгороде на базе Университета Лобачевского, состоялась панельная сессия «Студенческие научные сообщества: лучшие практики и новые смыслы». Участие в сессии приняли Председатель Координационного совета, и.о. руководителя Курчатовского комплекса синхротронно-нейтронных исследований НИЦ «Курчатовский институт» Никита Марченков и члены Координационного совета: проректор по научной работе, декан факультета международных отношений МГИМО(У) МИД России Андрей Байков, директор Центра стратегических инициатив НИТУ «МИСиС» Андрей Воронин, доцент Университета Лобачевского Антон Конаков и первый проректор  –  проректор по научной работе и стратегическому развитию МГТУ имени Н.Э.Баумана Борис Коробец. Модератором выступил Александр Ведехин, заместитель директора Департамента государственной молодёжной политики Минобрнауки России.

Открывая сессию, Председатель Координационного совета Никита Марченков подчеркнул, что активные молодые сообщества, реализующие свою деятельность в научной сфере, могут стать драйверами развития науки и реализации приоритетов Стратегии научно-технологического развития. Координационный совет имеет большой успешный опыт работы с Советам молодых учёных, а студенческие научные общества как раз являются «подготовительной ступенью», это ключевой элемент цепочки между школой и наукой. Никита Марченков отметил, что организованная сессия очень важна для всесторонней проработки вопроса о поддержке студенческих научных сообществ, который сейчас реализуется Минобрнауки по поручению Президента России: «Мы надеемся понять ожидания и потребности студенческих научных обществ, это нам позволит совместно с Минобрнауки России более адресно реализовать поддержку». 

Мониторинг, проведённый в апреле этого года, показал, что сейчас студенческие научные общества действуют в 451 университете России, причем в некоторых  –  это одна, общая организация, а в некоторых  –  несколько десятков СНО: на отдельных кафедрах, факультетах и институтах.

В своих выступлениях члены Координационного совета представили видение организации работы студенческих научных обществ и обозначили проблемы, которые возникают в их деятельности, обратив внимание на вопросы не только финансовой поддержки, но и целеполагания деятельности СНО, востребованности и роли таких обществ как по отношению к студентам, так и руководству организаций, а также мотивации студентов.

Возможность высказать своё мнение и поделиться лучшими практиками своих студенческих научных обществ получили и сами студенты – руководители СНО разных университетов. Они представили успешный опыт, который уже есть у СНО, и рассказали о видении непосредственно студентами роли и задач СНО.

Как отметил модератор дискуссии Александр Ведехин, в конце года планируется проведение всероссийского конкурса студенческих научных обществ и уже идёт проработка совместно с Координационным советом конкурсной документации. Озвученные сегодня практики и направления деятельности СНО будут учтены при подготовке конкурса и определении его приоритетных направлений. Кроме того, это будет учтено и при подготовке типового положения СНО – сейчас этот вопрос также находится в проработке. Александр Ведехин подчеркнул: «Не хотелось бы задавать жёсткие рамки деятельности СНО или как-то ограничивать, а, наоборот, показать широту и разнообразие возможных направлений и одновременно определить измеримые показатели оценки их деятельности».

Панельная сессия завершилась открытой дискуссией, в рамках которой все слушатели могли задать интересующие их вопросы и обозначить существующие проблемы и предложения.

Вопрос студенческих научных обществ сейчас очень важен для вовлечения студентов в науку и их закрепление в исследовательской сфере, поэтому их поддержка, координация и структурирование их деятельности носят приоритетный характер – совместная работа Минобрнауки России и Координационного совета в этом направлении продолжится.

Полная видеозапись панельной сессии доступна по ссылке: https://youtu.be/-DeZOgTUt2k