Координационный совет по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию

Возможности самореализации для молодых ученых: взгляд изнутри

28 декабря 2021 года, 18:00

В продолжение работы по исследованию деловой среды в российской науке осенью этого года Координационным советом по делам молодежи в научной и образовательной сферах был проведен опрос, направленный на изучение карьерных устремлений молодых ученых и возможностей для их самореализации.

Возможности самореализации для молодых ученых: взгляд изнутри

«Приняв решение связать свою жизнь с исследованиями и разработками, целеустремленный молодой человек или девушка может со временем стать руководителем небольшой или крупной научной группы, получить высокий административный пост в научной или образовательной организации, стать успешным технологическим предпринимателем или преуспевающим конструктором-изобретателем (в самом широком смысле). Сегодня в науке открываются самые широкие карьерные перспективы, и мы хотели понять, к чему стремятся современные молодые ученые», — прокомментировал председатель Координационного совета Никита Марченков.

Участие в опросе приняли 760 молодых исследователей, из них 52,5% — мужчины и 47,5% — женщины. Значительная доля респондентов афиллирована с научными организациями (53,5%) и вузами (40,2%).

Имеют ученые степени 43% респондентов. При этом заметная их часть (21,7%) – аспиранты, находящиеся в начале карьерного пути.

Усреднённый образ респондента данного опроса — мужчина в возрасте до 29 лет, работающий в научной организации, не имеющий ученой степени и проводящий свои исследования в области естественных наук.

Почти две трети опрошенных (65,6%) ощущают себя частью академического сообщества.

По результатам были выявлены следующие общие тенденции в отдельных направлениях.

Удовлетворённость возможностями и поддержкой для молодых ученых

Среди опрошенных преобладает мнение, что для достижения успеха в жизни у российской молодёжи сегодня достаточно (14,7%) или скорее достаточно (41,2%) возможностей. Однако при ответе на аналогичный вопрос о науке, картина выглядит не столь однозначной – больше половины опрошенных (55,1%) придерживаются позиции, что для успехов в исследовательской сфере условий в нашей стране недостаточно (18,1%) или скорее недостаточно (37%). Такое расхождение в ответах может быть связано с тем, что респонденты непосредственно связаны с научной деятельностью и более глубоко осведомлены о тех трудностях, с которыми можно столкнуться при построении карьеры в науке.

В части вопросов о поддержке инициатив молодых ученых более половины опрошенных (59,9%) видят перспективы получения такой поддержки. Наиболее популярным ответом на вопрос «Где можно получить эту поддержку?» большая часть опрошенных выбирает фонды (47,1%). Вторые и третьи по популярности варианты ответа называют почти в 2 раза реже — это бизнес-сфера (16,2%) и собственная организация (15,1%). При этом в вопросе про свою организацию две трети ответивших отмечают, что их предложения почти всегда (45,2%) или всегда (24,3%) поддерживаются руководством.

Карьерные перспективы

На момент опроса основную долю ответивших, кроме студентов (8%), составляли специалисты, начинающие свой карьерный путь в науке – аспиранты (21,7%), младшие научные сотрудники/ младшие преподаватели (17,9%) и научные сотрудники/ преподаватели (14,8%). Позиции старшего или ведущего научного сотрудника/ старшего преподавателя или доцента занимали соответственно 11,3 и 10,7% ответивших. Чуть более 6% составила категория руководителя или заместителя руководителя научного подразделения организации. При этом один респондент мог указать более одной занимаемой должности.

Представляя своё будущее через 5 лет, большая часть опрошенных продолжает видеть себя в науке, двигаясь вверх по карьерной лестнице. Начиная со средних позиций и выше распределение желаемых должностей выглядит следующим образом: научный сотрудник/преподаватель — 16,6%, старший научный сотрудник / старший преподаватель —13,6% и ведущий научный сотрудник / доцент — 14,2%.

Почти две трети опрошенных видят следующий карьерный шаг в своей же организации – 32,6% уверены в своем стремлении и ещё 36,3% хотели бы этого. Следует отметить, что затруднились назвать желаемую позицию через 5 лет 13,8% ответивших. Это третий по популярности ответ. Другой особенностью является то, что 7% опрошенных думают сменить сферу деятельности или переехать (это чаще всего выбирают в варианте «Другое»).

Управление в науке

Чуть более четверти опрошенных имеют какой-либо опыт руководства коллективами исследователей (30,5%), чаще всего – до 5 человек (22,9%). Преобладающее большинство молодых ученых, принявших участие в опросе, такого опыта не имеют (69,5%), что естественно, учитывая значительную долю в выборке молодежи до 29 лет.

Чаще всего руководителями коллективов выступают респонденты в возрасте 30–34 и 35–39 лет. В сумме опыт руководства в этих категориях есть у 20,2%. Как правило, наличие опыта руководства коллективом коррелирует с наличием ученой степени.

Несмотря на отсутствие руководящего опыта, у многих респондентов наблюдается желание возглавить коллектив. Готовность попробовать в этом свои силы, при условии работы по одному из приоритетных направлений научно-технологического развития, выразили в сумме 75%. Это также видно и по тому, как опрошенные оценивают свои компетенции для выполнения этой задачи. Почти четверть опрошенных (24,5%) уверены, что уже обладают достаточным уровнем знания и релевантным опытом, еще почти столько же (24,2%) хотят попробовать свои силы даже, если их опыта окажется недостаточно. Не уверены в своих силах 18,2% опрошенных.

Можно предположить, что несмотря на отсутствие релевантного опыта управления коллективами, молодые ученых имеют желание создать и возглавить научный коллектив, даже если в каких-то вопросах придётся самостоятельно «набивать себе шишки». Так, 30,6% опрошенных видят в руководстве коллективом возможность поучиться на практике.

Среди компетенций, недостаток которых явным образом ощущают респонденты, можно выделить несколько групп навыков и умений: умение общаться с разными группами людей; навыки руководства коллективом и организации исследовательских проектов; навыки оформления различного рода заявок на гранты и других аспектов документооборота; навыки поиска финансирования.

«Сегодня в российской науке существует целый спектр возможных карьерных траекторий, каждая из которых требует своих навыков и знаний», –  отмечает председатель Координационного совета Никита Марченков.

Координационный совет активно ведет работу по разработке модели компетенции исследователя. «Впервые идея разработать модель компетенций в исследовательской сфере появилась в Координационным совете в процессе подготовки специализации «Наука» конкурса управленцев «Лидеры России», –  рассказал Никита Марченков. – Уже тогда мы совместно с Ассоциацией классических университетов России (АКУР) разработали базовую модель компетенций и инструменты их точной и адекватной оценки. Уже позже, совместно с психологическим факультетом МГУ им. М.В.Ломоносова данная модель была расширена, а соответствующие инструменты оценки развиты. Модель «Компетенции в науке» размещена на платформе Science-ID, где любой зарегистрированный пользователь, пройдя несколько этапов тестирования, может получить свой уникальный профиль компетенций и рекомендации по их развитию».

Более подробно с результатами опроса можно ознакомиться по ссылке: Результаты.

С результатами предыдущих опросов по анализу исследовательской среды можно ознакомиться здесь.