Как изменилась жизнь ученых за прошедший год?
25 декабря 2020 года, 12:50
Пандемия
коронавируса внесла существенные изменения не только в повседневную жизнь людей,
но и в значительной степени отразилась на условиях профессиональной
деятельности практически каждого человека. Не исключением стала и
научно-образовательная сфера - изменились условия реализации исследовательской
деятельности и образовательного процесса. Для того чтобы понять, как современные
реалии, связанные с угрозой распространения вируса, отразились на условиях повседневной
работы и жизни российских ученых Координационный совет по делам молодежи в
научной и образовательной сферах в течение года провел серию опросов.
Первый опрос был проведен в апреле 2020 года. Тогда, в условиях довольно резко введенных жестких ограничений и практически повсеместного удаленного режима работы, принявшие участие в опросе респонденты высказали свое мнение относительно сложностей и перспектив деловой активности (Подробнее о результатах).
Второй опрос проводился уже в августе 2020 года, когда часть ограничений была снята и заметное число организаций вернулись к прежнему режиму работы. Это позволило проследить динамику отношения ученых к сложившимся условиям (46% респондентов августовского опроса принимали участие в апрельском опросе). Несмотря на период отпусков и меньшую по сравнению с апрелем численность участников опроса, результаты второго раунда позволяют сделать ряд интересных наблюдений.
Как в апреле, в начале введения дистанционной работы, так и по результатам опроса, проведенного в августе, отмечается рост доли времени, которое коллеги-ученые стали уделять работе над публикациями. Вместе с этим время, затрачиваемое непосредственно на проведение исследований, ожидаемо снизилось, что было обусловлено, в том числе, и трудностями, связанными с доступом к исследовательскому оборудованию (57% респондентов отметили это в качестве основной трудности). Доля времени, затрачиваемого на преподавательскую деятельность, решение административных вопросов, подготовку заявок, по мнению респондентов, практически не изменилась.
Такие трудности, как психологический дискомфорт удаленной работы и увеличение количества дополнительной нагрузки нерабочего характера, сложность организации индивидуальной работы, стали к августу для большинства исследователей менее острыми. Отчасти это связано с периодом летних отпусков, однако для продолжающих работать проблема нехватки достаточного количества инструментов удаленной работы, в том числе, и для образовательной деятельности, оставалась такой же актуальной.
Важно отметить, что по сравнению с первым опросом выросла и численность респондентов, положительно относящихся к продолжению режима удаленной работы, хотя процент ученых, предпочитающих очный или смешанный формат работы, все равно составляет подавляющее большинство. Наблюдается и рост доли тех, кто оценивает удаленный формат, как более комфортный для себя. Ряд первых сложностей, связанных с доступом к оборудованию и организацией удаленной работы, был пройден, а новый формат постепенно стал входить в норму.
В целом, результаты двух опросов, проведенных в рамках анализа исследовательской среды, свидетельствуют о том, что, несмотря на сложности, которые вынужденные ограничения внесли в условия работы ученых, многим исследователям удалось адаптироваться к нововведениям и изменить подходы к организации своей деятельности.
Проведенный в условиях пандемии опрос обнажил и проблему архаичности целого комплекса процессов и процедур административно-организационного характера, практикуемых в научных организациях. По сравнению с периодом начала пандемии удалось выявить ряд трудностей, осложняющих деятельность ученых и сделать важные шаги по их решению. Так, например, в соответствии с результатами апрельского опроса в качестве значимой проблемы удаленного режима работы были определены трудности с доступом к электронным материалам архивов, что имеет критическое значение для проведения исследований в области социальных и гуманитарных наук. Соответствующий вопрос был озвучен на встрече Министра науки и высшего образования с молодыми исследователями, организованной и проведенной Координационным советом 22 июля 2020 г. В настоящий момент ведется подготовка совместного совещания с участием представителей Минобрнауки, Координационного совета и Росархива, посвященного решению данной проблемы.
Проведение на регулярной основе анализа состояния исследовательской среды позволяет не только отслеживать динамику мнений исследователей, но и выявлять существующие вызовы и барьеры, озвучивать их и искать совместные пути их решения.