Наталья Баурова: «Наука для меня — это если не вся жизнь, то ее большая и значимая часть»
26 сентября, 17:00
Премия Президента для молодых ученых – высшее признание заслуг молодых ученых и специалистов перед обществом и государством. Она присуждается за результаты научных исследований, внесших значительный вклад в развитие естественных, технических и гуманитарных наук, за разработку образцов новой техники и прогрессивных технологий, обеспечивающих инновационное развитие экономики и социальной сферы, а также укрепление обороноспособности страны.
В серии интервью лауреатов премии Президента РФ сами лауреаты рассказывают о том, как сложилась их судьба после победы, как они пришли в науку, об их опыте и советах другим ученым, которые только мечтают стать лауреатами одной из самых престижных премий нашей страны, и о моментах из их собственной жизни. Будущим соискателям премии посвящается!
Гостем второго интервью стала Наталья Баурова – доктор технических наук, профессор, профессор РАН, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ). В 2014 году за разработку новых прогрессивных технологий диагностирования металлоконструкций с использованием интеллектуальных материалов Наталья была награждена премией Президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых ученых за 2013 год.
ПРО ПРЕМИЮ
«Благодаря премии не мы начали ходить за заказчиками, а наоборот заказчики пришли к нам»
- Наталья, расскажите, пожалуйста, как Вы готовились к торжественному награждению в Кремле и встрече с Владимиром Путиным?
- Это было очень важное и волнительное событие! Очень переживала обо всем, проще вспомнить, о чем не переживала перед вручением. Я готовила стандартную речь с благодарностями, которую собиралась произнести. Но в самый ответственный момент, стоя рядом с Президентом страны и глядя на первых лиц в зале, я решила, что обязательно надо сказать о важности и значимости наших разработок. И вместо заученной речи решила импровизировать. Самое сложное было не затянуть свое выступление, уложиться в заданное время, но при этом попытаться передать важные моменты. Очень надеюсь, что мне это удалось!
- После награждения и получения статуса лауреата произошли ли с Вами какие-то изменения?
- Да, конечно! И все они были только со знаком плюс. Хотя первые дни после вручения, когда журналисты проявляли повышенный интерес, я с ужасом думала, что если я теперь целыми днями всем рассказываю о результатах и показываю лабораторию, то, когда же работать. Но, благодаря этим сюжетам и интервью, о наших разработках узнало много потенциальных заказчиков, выходить на которых у нас не было времени. Хотя если говорить честно, то мы тогда и не понимали, как и где искать заказчиков. Благодаря премии не мы начали ходить за заказчиками, а наоборот, заказчики пришли к нам, и это оказалось длительное по времени и очень полезное для обеих сторон сотрудничество. Нам удалось выйти на междисциплинарный и международный уровень, что очень важно для учёного. И, наверное, самое главное, появилось много молодежи, которым интересны эти направления и которые хотят заниматься наукой. Сейчас, спустя 10 лет, приятно отмечать, что большинство из этих молодых ребят продолжают работать в науке. Многие стали кандидатами и докторами наук и уже со своими разработками подают заявки на премию Президента.
- Как Вы поняли, что двигаетесь в нужном направлении, чтобы достигнуть такого результата?
- Это было удачное стечение очень многих обстоятельств. Решение какому направлению уделить больше внимания, было принято не мной, а можно сказать рецензентами зарубежных журналов. После защиты кандидатской диссертации у меня было очень много идей исследований, и я пыталась развивать одновременно три направления. Но получалось не очень хорошо, так как на все не хватало времени и ресурсов. Мне не удавалось решить, на чем сконцентрироваться и что положить в основу будущей докторской диссертации. По всем трем направлениям я с учениками проводила исследования, писала статьи и подавала заявки на патенты. И постепенно стало понятно, что по одному из направлений статьи, которое и легло в основу разработки на премию Президента, достаточно быстро и без серьезных замечаний проходят рецензирование в хороших журналах, а статьи с результатами по двум другим направлениям стопорятся и встречают много критики от рецензентов. Так постепенно мы сконцентрировались на одном основном направлении – мониторинге изменения технического состояния конструкций машин с использованием интеллектуальных материалов и оценке технологической наследственности в деталях из композитов на основе выполненного мониторинга.
- Если простыми словами, то в чем главная польза Вашего исследования? Какое применение оно найдет или уже нашло?
- Если говорить кратко и просто, то результаты наших исследований позволяют экономить деньги и время при эксплуатации различных технических систем. Существует серьезная проблема обеспечения надежности машин на всех этапах жизненного цикла и нами были разработаны методы, которые позволяют в режиме реального времени диагностировать конструкции. На тот момент занимались диагностированием башенных кранов, сейчас номенклатура возможных объектов существенно расширилась. Это ни в коем случае не замена инструментальным, высокоточным методам диагностирования, а альтернатива, позволяющая осуществлять в режиме реального времени первичную диагностику и тем самым существенно снизить затраты. Особенно это актуально при эксплуатации технических систем в критических условиях. Помимо самих способов диагностирования, были разработаны расчетные методы определения работоспособности механических систем, которые позволяли оценивать в режиме реального времени и в условиях переменного многоциклового нагружения процессы изменения их технического состояния (сопротивление усталости, предел выносливости и безотказности). На основании полученных результатов была разработана единая система инженерных методов оценки нагруженности и долговечности, которая позволяет обеспечить контроль качества машин, начиная со стадии изготовления и на протяжении всего жизненного цикла, и, тем самым, существенно сократить потери производства.
- На что Вы потратили премию, если не секрет?
- Здесь я не оригинальна! Вся премия ушла на погашение ипотеки, которую мы с мужем как раз за пару лет до получения премии взяли и рассчитывали выплачивать 20 лет. Хотя, когда я только узнала о получении премии, я долго не верила, что вся эта сумма в моем распоряжении, представляете? Несколько месяцев ее не тратила и ждала, что надо будет с кем-то делиться. И искренне удивлялась, что никто не поднимает этот вопрос.
- А какие советы Вы дали бы будущим соискателям премии? Что нужно делать или, наоборот, не нужно?
- Во-первых, верить в себя и в свои результаты, даже если заявка не прошла с первого раза. Я получила премию только с третьей попытки, каждый год дополняя заявку новыми результатами, внедрениями и публикациями. А, во-вторых, внимательно читать конкурсную документацию и рекомендации по ее заполнению, чтобы из-за случайных ошибок не лишить себя возможности участвовать в конкурсе. Очень обидно бывает, когда хорошая работа, а из-за формальных признаков она снимается с рассмотрения.
- Допустим, что мы попали в какую-то мультивселенную, где ожила Ваша разработка! Каким человеком или существом она была бы?
- Это, наверное, самый неожиданный вопрос, который мне когда-либо задавали. Я представляю свою разработку добрым, умным драконом, у которого минимум три умные головы, которые способны одновременно анализировать множество различных факторов и принимать решение, которое будет учитывать множество внешних факторов.
ПРО ПРОФЕССИЮ
«Я очень люблю свою специальность и хочу передать студентам эту любовь. Если человек любит свое дело, то сложности его не останавливают, и он достигает очень высоких результатов»
- Что помимо Вашего исследования Вы еще хотели бы сделать для мира/страны/отдельного человека?
- Хочу приложить руку к сохранению классических научных школ в своей области по технологии машиностроения нашего университета и нашей страны. Сейчас появляется много современных методов и технологий, которые автоматизируют и существенно упрощают процессы производства, позволяют решать весьма сложные задачи и изготавливать то, что раньше казалось невозможным. Но базой, фундаментом для всех этих разработок являются классические научные школы, которые были созданы нашими учителями. И мне кажется, что в погоне за современными разработками и разными инновациями, которые безусловно нужны, очень важно не расшатать и не растерять фундаментальные основы, на которых все базируется.
- Чему Вы научились у своих наставников?
- Если выделить, что-то одно, то, наверное, самое главное, чему я научилась у своих наставников – это умению самостоятельно учиться и пониманию, что этот процесс никогда не заканчивается. Мне очень повезло с учителями. Мой научный руководитель был одновременно строг и демократичен: давал мне очень много свободы. Хотя он был заведующим кафедрой и помимо меня у него было полно дел, но поддерживал любую мою инициативу, был доступен. Я всегда могла зайти и поделиться мыслями, проблемами и результатами, но при этом достаточно строго следил за соблюдением всех сроков: сдачи статьи, отчета, выездных испытаний и т. д. Для меня до сих пор его пример работы с учениками является эталоном.
- Чему Вы научили бы своих студентов в первую очередь?
- Самое главное, что я хочу дать своим студентам – это понимание, насколько наша специальность интересна и многогранна. Я очень люблю свою специальность и хочу передать студентам эту любовь. Если человек любит свое дело, то сложности его не останавливают, и он достигает очень высоких результатов. Кстати, я абсолютно искренне считаю, что многие мои ученики уже давно обогнали меня по уровню научных разработок, чем я очень горжусь.
- По Вашему мнению, отличаются ли чем-то ученые прошлого поколения от нынешнего? Быть может, каких-то черт характера не хватает современным ученым?
- Я сейчас, наверное, в лучшем возрасте промежуточного поколения. К счастью, еще живы и активны мои учителя, и при этом многие ученики уже достигли серьезных научных результатов и должностей. Поэтому я всегда могу обратиться к опыту старшего поколения и воспользоваться скоростью и смелостью молодого. Естественно, молодому поколению ученых во многих вопросах не хватает опыта и системности, но это нормально и так было всегда. Поэтому в научной работе очень важна преемственность поколений, чтобы молодежь видела, как работает старшее поколение и набиралась у них опыта.
- А с какими людьми Вы ни за что не стали бы работать?
- Я очень лояльна к особенностям характера и недостаткам других людей. Считаю, что у всех есть черты, которые могут не нравиться другим, и у меня они есть естественно тоже, и с этим надо уметь мириться. Единственное, что не прощаю – это предательство и подлость на всех уровнях отношений. Если человек предал или подло поступил один раз, то он скорее всего сделает это снова. Поэтому таких людей я стараюсь избегать.
- Считаете ли Вы, что существует какой-то тип людей, которым точно не стоит идти в науку?
- Научная работа очень разная: в нашей области это не только красивые эксплуатационные испытания техники, которые обычно показывают, но и длительное планирование экспериментов, расчеты, лабораторные исследования. Многие из них не получаются с первого и даже со второго раза. Затем обработка результатов, подготовка отчетов, статей и различной документации. Все это требует определенных и зачастую противоположных качеств. На мой взгляд, в научной работе самое важное держать в голове общую структуру работы, но при этом уметь быстро переключаться между разными задачами и разными видами деятельности: утром настраиваем оборудование или готовим образцы, днем обрабатываем результаты, а вечером пишем статью или заявку на грант. Я не могу сказать, что есть тип людей, которым не стоит идти в науку. Как правило, если человеку такая работа не нравится и не подходит, то он сам уходит из науки в лучшем случае после защиты диссертации, а зачастую и раньше!
- Наталья, а как Вы сами пришли в науку? Помните ли этот момент?
- Я в науку пришла абсолютно случайно. По окончании университета я очень хотела работать по специальности. Но к моменту получения диплома старшему сыну было 7 месяцев, и меня ни один работодатель не хотел брать в штат, только по временным договорам. Так возникла идея пойти в аспирантуру. Что такое диссертация и как вести научную работу я понимала очень приблизительно, и как впоследствии оказалось мои представления о научной работе были сильно далеки от реальности. Но мне казалось, что учеба в аспирантуре — это интересно и я не ошиблась! Именно в аспирантуре я осознала, насколько интересная у меня специальность и сколько в ней практических задач, которые надо решать.
- Какие прогнозы Вы могли бы сделать в своей специальности? Что может поменяться через 5–10 лет?
- Не люблю делать долгосрочных прогнозов и весьма критически к ним отношусь. Недавно как раз читала прогнозы зарубежных компаний, которые они делали в 2010 году о том, как изменится отрасль машиностроения к 2020 году. Большинство из них не сбылись даже на 50%. Конечно, появятся новые методы исследований, появятся новые подходы и расчетные комплексы, и я надеюсь, благодаря этому, появится возможность решать задачи, которые сейчас кажутся фантастикой.
- А могли бы Вы дать какой-то лайфхак от ученого вашей специальности человеку, не связанному с наукой?
- Читать инструкции к любой технике до использования, а не после поломки :)
ПРО ЖИЗНЬ
«Все мои увлечения-хобби очень располагают к обдумыванию научных проектов. Пока много часов подряд идешь в гору, бежишь марафон или забрасываешь спиннинг очень хорошо обдумывать результаты и планировать новые разработки»
- Помимо научной работы чем Вы еще увлекаетесь? Часто говорят, что ученые очень творческие люди, как это творчество проявляется у Вас?
- У меня много увлечений, но они не творческие, а скорее спортивно-активные. Я очень люблю горы и стараюсь, хотя бы раз в год ходить новый, сложный (для меня) маршрут. Пока дети были маленькие мы с мужем и сыновьями ходили трекинговые маршруты. Так мы прошли практически всю Россию от Камчатки до Кавказа. Потом вершины стали выше. В 2024 году я поднималась на западную вершину Эльбруса 5642 м (у меня был классический маршрут с юга), а этим летом (2025) стояла на вершине Арарата (5165 м) и уже планирую новый пяти-шеститысячник на следующее лето. Но горы я могу себе позволить только во время летнего отпуска, а в течение года люблю бегать. Бегаю я, как утром в парке у дома (около 50–60 км в неделю), так и с удовольствием принимаю участие в официальных забегах. Сначала я бегала по 10 км, потом перешла на полумарафоны (21,1 км), а потом доросла до различных трейлов и марафонов (42,2 км). Пока у меня в копилке только три марафона, сейчас готовлюсь к Московскому марафону, который пройдет 21 сентября и мечтаю пробежать зимний марафон «Дорога жизни» (но пока сомневаюсь, что он мне по силам). Бегаю я не быстро (пока мой лучший результат был этим летом на марафоне Белые ночи в Питере – 42,2 км за 4,39 часа), но с огромным удовольствием, о чем свидетельствует довольное выражение лица на всех официальных фото с дистанции. Еще одно наше семейное увлечение – это рыбалка, особенно мне нравится ловить жереха. Правда есть рыбу в нашей семье никто особо не любит, поэтому большая часть пойманной рыбы отпускается после нескольких фото. Кстати, все мои увлечения-хобби очень располагают к обдумыванию научных проектов. Пока много часов подряд идешь в гору, бежишь марафон или забрасываешь спиннинг очень хорошо обдумывать результаты и планировать новые разработки. Мне кажется, что все лучшие идеи приходили, как раз не сидя у компьютера, а во время таких монотонных физических активностей.
- Какой урок из семьи до сих пор определяет Ваши решения в науке?
- Очень сложно выделить один какой-то урок. Я часто говорю, что мне в жизни по-крупному повезло три раза: первый раз с родителями и семьей, второй раз с мужем и третий раз с научным руководителем. Меня воспитывали в общей концепции абсолютного доверия, учили не боятся нового, но при этом нести ответственность за свои слова и поступки. Это трио: доверие-свобода-ответственность. Эти качества определяют не только мои решения в науке, но и, наверное, все решения в жизни.
- Как ученому совмещать семейную жизнь и научную карьеру, учитывая сколько времени и терпения забирает профессия ученого?
- Мне кажется, что эффективно совмещать научную работу и семейную жизнь можно только в том случае, если партнер (муж, жена) полностью поддерживает. Причем важно, чтобы эта поддержка была не только на словах, но и на деле. Мне очень повезло с мужем! Он понимает, что работа и научная карьера для меня не менее важна, чем семья, и делает все, чтобы мне не приходилось делать выбор работа или семья. Например, младшего сына я родила за несколько месяцев до защиты кандидатской диссертации. После прохождения предзащиты я понимала, что защиту диссертации придется отложить на неопределенное время, так как с двумя маленькими детьми это было практически нереально и конечно переживала по этому поводу. Муж, понимая, что для меня это важный этап, чтобы я смогла не откладывать защиту, официально взял декретный отпуск по уходу за ребенком. Ведь 20 лет назад это было большой редкостью! Тем самым дал мне возможность в срок защитить диссертацию. Примеров такой безусловной поддержки в семье я могу привести еще очень много. Мне кажется, что семейная жизнь – командная игра и эффективно совмещать семейную жизнь, науку и карьеру обоим партнерам можно только в том случае, если играть командой.
- Были ли моменты, когда Вы хотели уйти из профессии? Что остановило или наоборот придавало силы двигаться вперед?
- Уйти из профессии или сменить сферу деятельности я не хотела никогда. А вот все поставить на паузу и на пару недель уехать в отпуск, где нет связи, интернета и компьютера иногда хотелось. Да я и делала так несколько раз. Как правило, в таком информационном вакууме все проблемы быстро перестают казаться проблемами и находятся правильные решения. Я считаю, что если после небольшого отпуска и передышки хочется продолжать работать и двигаться дальше, то значит ты на своем месте. А если, даже после отдыха, хочется все бросить, то не надо над собой издеваться и стоит подумать о смене сферы деятельности.
Хотя помню, когда после окончания университета я рассылала резюме по компаниям и ходила на собеседования, мне везде отказывали на разных этапах, объясняя отказ тем, что с маленьким ребенком я не смогу эффективно работать. Меня, естественно, это очень расстраивало. Спустя 4 года, после рождения второго ребенка и защиты кандидатской диссертации ситуация кардинально изменилась. Несколько компаний, в которые я пыталась устроиться после университета, сами на меня вышли и предлагали уже существенно выше должности и больше оплату. На мой вопрос, не смущает ли их наличие двух маленьких детей – мне отвечали, что для кандидата наук это скорее плюс, чем минус – больше не уйду в декрет. Эта история еще раз подтвердила, что нужно постоянно вкладываться в свое образование.
- А всегда ли Вы хотели стать учёным? Или были какие-то сомнения?
- Я никогда не мечтала стать ученым и в юности на вопрос взрослых, кем ты хочешь быть, абсолютно не знала, что отвечать. Я хотела, как и большинство моих ровесников, жить интересную жизнь, хотела путешествовать, хотела, чтобы моя профессия меня радовала и приносила доход, а если это еще будет приносить пользу обществу будет совсем замечательно, но никакой конкретики я сказать не могла. Я, кстати, до сих пор считаю, что в 16–17 лет очень сложно выбрать будущую профессию, это очень большая ответственность и одновременно лотерея. Я не знала, чем хочу заниматься, но хотела хорошее инженерное образование. В науку меня затягивало постепенно. Сначала я совмещала научную и инженерную работу. После защиты кандидатской диссертации я пошла работать в крупную компанию. Все было на первый взгляд идеально – хорошая должность, идеальные условия, престижная компания, работа по специальности, высокая зарплата. В общем, очень много плюсов, но через два года мне стало банально скучно. Я была маленьким звеном в длинной цепочке и практически никак не могла повлиять на окончательный результат. Встал вопрос, что делать? Я хотела сама ставить себе задачи и решать их, а не работать по строгому алгоритму. Так я вернулась в родной университет и занялась научной работой, логичным продолжением которой стала защита докторской диссертации, которую стала совмещать с преподаванием. Можно сказать, я исполнила свое юношеское желание – я жила интересную жизнь, проводила интересные исследования, моя профессия меня радовала, приносила доход и смею надеяться, что я приносила пользу обществу и стране, даже если это звучит немного пафосно.
- Каких качеств или черт характера не хватает современным ученым? Или может, наоборот, Вы заметили различия разных поколений ученых? В чем проявляются эти различия? Что Вам ближе?
- Я против обобщений, когда говорят про разные поколения людей, неважно ученые они или представители какой-то другой области. Конечно, многое меняется, появляются современные методы и инструменты, увеличиваются объемы информации и скорость принятия решений и молодым здесь гораздо проще. Но я не вижу серьезных различий в характерах между учеными разных поколений, естественно, если сравнивать профессионалов в своей области. Возможно, из-за широкой популяризации, в настоящее время в науке появляется больше случайных людей, которые очень поверхностно ко всему относятся. Но такие люди в науке надолго не задерживаются.
- Что для вас наука?
- Возможно, это немного пафосно прозвучит, наука для меня — это если не вся жизнь, то ее большая и значимая часть. Но при этом, я не считаю, что всем надо выбирать профессию ученого. Безусловно, я очень хочу, чтобы в науку приходило много талантливой молодежи, много для этого делаю и стараюсь не отказываться от выступлений перед школьниками и молодежью. Но при этом, абсолютно уверена, что очень многим научная работа категорически не подходит. Здесь важно не следовать моде, советам учителей, друзей и знакомых, а выбирать то, что подходит именно вам. Естественно, я не буду призывать молодых людей никого не слушать при выборе будущей профессии. Я считаю, что, безусловно, прислушиваться нужно, но к советам надо подходить критически и чем больше чужих примеров и чужого опыта вы профильтруете, тем осознаннее будет выбор.
- Наталья, благодарим за интервью!
- Спасибо!
Напоминаем, что если вы хотите подать заявку на соискание премии, то это можно сделать до 15 октября включительно. Все требования и полезные материалы можно найти здесь.
На соискание премии могут выдвигаться научные работники, научно-педагогические работники образовательных организаций высшего образования, аспиранты и докторанты, а также специалисты различных отраслей экономики, социальной сферы, оборонной промышленности, чей вклад в развитие отечественной науки и в инновационную деятельность соответствует установленным критериям. Может присуждаться как одному молодому учёному, так и коллективу молодых учёных, состоящему не более чем из трех человек.
Важно: возраст лица, выдвигаемого на соискание премии Президента Российской Федерации, не должен превышать 35 лет на дату его выдвижения.