Координационный совет по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию

Надежда Бокач: «Наука – это не про идеальные условия. Это про то, чтобы работать с тем, что имеешь, и всё равно получать интересные результаты»

7 октября, 15:46
Бокач

Премия Президента РФ для молодых ученых – высшее признание заслуг молодых ученых и специалистов перед обществом и государством. Она присуждается за результаты научных исследований, внесших значительный вклад в развитие естественных, технических и гуманитарных наук, за разработку образцов новой техники и прогрессивных технологий, обеспечивающих инновационное развитие экономики и социальной сферы, а также укрепление обороноспособности страны. 

В серии интервью лауреатов премии Президента РФ сами лауреаты рассказывают о том, как сложилась их судьба после победы, как они пришли в науку, об их опыте и советах другим ученым, которые только мечтают стать лауреатами одной из самых престижных премий нашей страны, и о моментах из их собственной жизни. Будущим соискателям премии посвящается! 

Надежда Бокач – доктор химических наук, доцент, профессор РАН, профессор кафедры физической органической химии Института химии Санкт-Петербургского государственного университета. Премия присуждена за достижения в развитии современных методов органического синтеза с участием металлов платиновой группы.

ПРО ПРЕМИЮ

«Увлечённость – это лучшее топливо для учёного! Без этого «горения» далеко не уедешь»

-     Что произошло нового в Вашей жизни с момента получения статуса лауреата премии Президента?

-     Премия, явно, сработала как катализатор жизненных изменений! Родились ещё две дочери, теперь их у меня три! Так что у меня дома своя лаборатория по изучению детской химии – это когда изучаешь, при какой концентрации детских капризов мамины нервы переходят в газообразное состояние! Шутки шутками, но и в науке произошло кардинальное изменение – мы погрузились в мир нековалентных взаимодействий. Звучит заумно? По сути, мы учимся дирижировать молекулярным оркестром – заставляем слабые связи между частицами работать на нас, создавая нужные материалы. Это как быть молекулярным кукловодом в увлекательном спектакле!

-     Стали ли Вас чаще приглашать журналисты? И нужно ли вообще, чтобы учёный был публичным человеком?

-     Да, сразу после вручения премии начался небольшой медийный бум по крайней мере для меня и в моём масштабе – интервью на телеканалах, в журналах! Я по натуре интроверт, мне проще спокойно подумать и написать ответы на вопросы, чем выступать в прямом эфире и перед камерами, поэтому спустя время решила вернуться в свою привычную среду обитания – лабораторию. Но считаю, что если учёный умеет и любит рассказывать о своей работе, то это прекрасно! Иначе как общество узнает о новых открытиях? Куда пошли их налоги? Когда учёный сам делится своими результатами, без посредников – это всегда убедительнее и интереснее. Просто не каждому комфортно в софитах, и это нормально. Главное – делать то, что получается лучше всего!

-     А как прошла Ваша встреча с Президентом? Как готовились к награждению?

-     Тут должна заметить – не каждый день получаешь Премию Президента! Так что готовилась серьёзно. Продумывала речь, репетировала, даже наряд выбирала – хотелось, чтобы всё было идеально, уже не знаю как в итоге получилось. Больше всего боялась, что ответное слово не получится: будет либо затянутым и скучным, либо слишком заумным. Советовалась с коллегами, они меня подбадривали. Церемония немного задерживалась, и в ожидании нас, лауреатов, поддерживали сотрудники администрации – рассказывали, как проходят такие мероприятия, делились забавными историями. Их рассказы увлекли и помогли отвлечься и успокоиться! Детали беседы, к сожалению, стёрлись из памяти – волнение было ужасным, признаюсь! Но осталось тёплое ощущение доброжелательности и поддержки.

-     Изменилось ли отношение коллег или общества к Вам после награждения? Как это проявлялось?

-     С одной стороны, да – появилось ощущение, что теперь за результатами следят пристальнее. Планка поднялась, надо было соответствовать уровню награды! Это как получить высокую оценку и понимать, что теперь от тебя ждут только отличных работ. С другой стороны, в личном общении всё осталось прежним, и я этому рада. Возможно, потому что сама не хотела, чтобы отношение менялось, и старалась не делать из премии самую главную тему разговоров. Для меня важнее было остаться собой, а не превратиться в «ту самую лауреатку». Коллеги это чувствовали и поддерживали!

-     Как Вы нащупали, что нужно двигаться в этом направлении, чтобы достигнуть такого результата?

-     Как в хорошем рецепте – нужны правильные ингредиенты! Первый и главный – мне невероятно повезло попасть в команду академика Вадима Юрьевича Кукушкина. Это как попасть к потрясающему шеф-повару молекулярной кухни – он научил меня «чувствовать» молекулы. Второй ингредиент – студенты и аспиранты с горящими глазами, которые готовы бесконечно сидеть в лаборатории. К счастью, в Институте химии СПбГУ выдающихся студентов много, нам просто грех жаловаться на то, что «нынешняя молодёжь ужасна»! И третий – атмосфера научного азарта, когда работа не кажется работой. Получается такая химическая формула успеха: талантливый наставник + увлеченная команда + постоянный труд = что-то новое и интересное в науке!

-     А как было выбрано само направление работы? Какое-то озарение или чья-то идея сработала?

-     Скорее направление само меня выбрало! Когда начала работать в аспирантуре, мне предложили научную тему, и я в неё погрузилась. А там оказался целый океан неизведанного! Достаточно было просто наблюдать за тем, что происходит в колбах и пробирках, и пытаться объяснить увиденное. Это как читать захватывающий детектив – каждый эксперимент открывает новую страницу, а ты пытаешься понять сюжет. Оказалось, что в этой теме столько интересного и нового, что хватит на годы исследований!

-     Как простыми словами рассказать, о чем Ваша работа и в чем главная польза вашего исследования?

-     Представьте, что мы изобрели новые «молекулярные LEGO» — научились собирать сложные соединения платины совершенно новыми способами! И эти конструкторы оказались очень талантливыми: одни умеют бороться с раковыми клетками (правда, пока только в пробирке, но это уже прогресс!), а другие светятся как новогодние гирлянды — это может пригодиться для создания новых материалов. Пока наши «детища» еще не покинули стены лаборатории и не пошли спасать мир, но мы заложили фундамент для будущих прорывов. Это как посадить семена — урожай будет, но нужно время!

-     Ничего себе! Свечение видно невооруженным глазом? Можно ли допустить, что в будущем нам уже не понадобится электричество, потому что все необходимые материалы будут светиться сами по себе? И сколько еще понадобится лет, чтобы эти разработки могли быть использованы уже в обычной жизни людей?

-     Да, это настоящее световое шоу в пробирке – видимое свечение во всей красе! Правда, наши молекулы – не совсем автономные лампочки, им нужна небольшая «зарядка». Достаточно посветить ультрафиолетовым фонариком – как тем, которым проверяют купюры, или шпионской ручкой – и вещества вспыхивают яркими красками, часто самыми разными цветами! Так что полностью без источника энергии пока не обойтись – законы физики не обманешь. Зато люминесцентные соединения уже сейчас активно работают в технике и быту – их применений масса! Постоянно создаются новые поколения с улучшенными свойствами. Это как эволюция – каждое следующее поколение материалов становится совершеннее и функциональнее предыдущего. Так что будущее светлое, в прямом смысле слова!

-     Очень красиво звучит! А могли бы Вы дать будущим соискателям советы, касающиеся премии?

-     Давать советы – дело неблагодарное, каждый путь уникален! Могу лишь рассказать про свой опыт. У меня было два этапа, как зачастую происходит в химических реакциях. Первый этап – самый важный и самый длинный: влюбитесь в свою работу! А вот как именно влюбиться – тут я сказать не могу, у самой всё было спонтанно и необъяснимо. Но когда ты горишь идеей, то и работать много не тяжело, и результат обязательно придёт. Увлечённость – это лучшее топливо для учёного! Без этого «горения» далеко не уедешь. А второй этап наступает позже, когда вы уже «созрели» и у вас есть крутой результат. Тогда главное правило: объясняйте свою работу так, будто рассказываете увлекательную историю пятилетнему ребёнку. Никакой научной тарабарщины! Нехимикам тоже нужно понять, зачем миру ваше открытие. Но повторюсь – это лишь моя формула, у вас может быть совсем другая!

-     Если не секрет, то на что Вы потратили премию?

-     А вот тут все предельно честно — на жилье! Когда у тебя три дочки, квартира превращается в настоящую химическую лабораторию: тут тебе и бурные реакции (детские веселья и истерики), и мощные катализаторы бурления жизни (мамины нервы), и постоянный синтез чего-то нового (каши на полу, рисунки на стенах). Так что премия пошла на расширение «лабораторных площадей для будущих студенток» — теперь у каждой есть свое место для исследования жизненных реакций!

-     Вы бы хотели, чтобы дочери продолжили Ваш путь и тоже пошли в науку? Или у них проявляются пока другие таланты?

-     Знаете, я не та мама-химик, которая заставляет дочерей зубрить таблицу Менделеева! Хочу, чтобы они нашли свой элемент в этой большой периодической системе жизни – то занятие, которое заставит их глаза гореть так же, как мои при виде удачного эксперимента! Это может быть наука, искусство, что угодно. Моя старшая – студентка-филолог, и я в восторге от её выбора! Она разбирает слова и тексты с тем же азартом, с каким я разбираю молекулярные структуры. Возможно, филология тоже станет для неё наукой – там ведь тоже свои исследования и открытия! А две младшие пока далеки до выбора специальности. Посмотрим, что из них потом «синтезируется»!

-     Что было самым тяжелым или неприятным во время подготовки к подаче на соискание?

-     Самое сложное – описать свои достижения кратко и понятно. Попробуйте-ка уместить годы исследований в несколько строк резюме так, чтобы было и научно, и доступно! Это очень сложно, скажу я вам. Ну и, конечно, волнение особого рода – ты ведь представляешь не только себя, но и свой университет с его богатейшими научными традициями. Ощущение ответственности, что нельзя подвести СПбГУ – университет, где создавалась российская химическая школа, – добавляло градус переживаний. Но, как видите, реакция прошла успешно! А всё остальное – сбор документов, справки, подписи – это уже техническая сторона. Да, было напряжение: всё ли на месте, ничего не забыла? Но это скорее мелочи по сравнению с главным. Сейчас уже и не вспомнить все детали – время ускорило забывание неприятного!

ПРО ПРОФЕССИЮ

«Мои наставники – это моя личная цепочка научных реакций: один вдохновил, другой научил превращать вдохновение в результат!»

-     Чему Вы научились у своих наставников? Какие главные мысли и уроки переняли?

-     Многое в жизни, как мне кажется, идёт из школы, от учителя. Есть одно высказывание: «Посредственный учитель излагает, хороший – объясняет, выдающийся – вдохновляет». И мне безумно повезло – мой школьный учитель химии Александр Михайлович Чередник был именно из категории вдохновляющих! Он не просто рассказывал про валентности и реакции – он зажигал! Благодаря ему химия превратилась из набора непонятных символов в захватывающую игру ума. Он научил меня видеть в задачах не рутину, а головоломки, которые хочется разгадывать. Вот это вдохновение и определило всё – выбор профессии, путь в науку, всю мою жизнь! А дальше эстафету подхватил мой научный руководитель кандидатской диссертации и консультант докторской – академик Вадим Юрьевич Кукушкин. Если школьный учитель зажёг огонь, то Вадим Юрьевич научил поддерживать это пламя методично и продуктивно. От него я узнала, что в науке нельзя работать «на авось» – каждый эксперимент должен быть продуман, каждый вывод проверен. Но главное его умение – описывать исследования так, чтобы их понимали все, а не только узкий круг коллег-химиков. Это искусство «перевода» с научного на человеческий – бесценно! Так что мои наставники – это моя личная цепочка научных реакций: один вдохновил, другой научил превращать вдохновение в результат!

-     А своих студентов чему научили бы в первую очередь? Это были бы те же вещи от наставников или что-то другое?

-     Тут я полностью солидарна со своими учителями и наставниками – ничего нового не изобрету! Успех в науке больше зависит не только от гениальности (хотя, и она не помешает!), а от умения методично работать. Это как в химии: можно быть суперталантливым, но, если перепутал порядок добавления реагентов или не записал условия эксперимента – всё насмарку! Поэтому первым делом учу студентов научной дисциплине – аккуратно вести записи, методично проверять каждый шаг, доводить исследование от начала до конца и грамотно представлять результаты. Это фундамент, без которого никакие блестящие идеи не взлетят! А второе – казалось бы, банальность, но очень важная – учу наблюдать! Не просто смотреть в колбу, а видеть, что там происходит. Раствор неожиданно изменил цвет? Кристаллы выпали не так, как обычно? Не отмахивайтесь! Это может быть путь к открытию. Столько всего интересного происходит прямо у нас под носом, но мы проходим мимо, потому что «так не должно быть по учебнику». А научное открытие часто начинается со слов: «Хм, странно... А что, если?».

-     С какими людьми Вы ни за что не стали бы работать?

-     Для меня красная линия – это работа с теми, кто готов идти на обман ради карьеры или публикаций. С такими коллегами никакие совместные эксперименты невозможны. Ведь если человек обманывает в данных, как ему можно доверять вообще?

-     Есть ли такие качества или черты характера, обладание которыми помешают человеку успешно развиваться в науке?

-     Если откровенно, в науке точно не место тем, кто ждёт быстрых результатов и мгновенного успеха. Наука – это не микроволновка, где за две минуты готово! Это скорее медленное кипячение на водяной бане – результат будет, но нужно терпение. Если хочется всего и сразу, разочарование гарантировано. Ещё сложно будет тем, кому нужна абсолютная определённость. В науке постоянно приходится иметь дело с неизвестностью: эксперимент может не сработать, гипотеза оказаться неверной, а на «выращивание» результата уходят годы. Это как синтез сложного соединения – пятнадцать стадий, и на любой может что-то пойти не так!

-     Допустим, что мы попали в какую-то мультивселенную, где ожила Ваша разработка! Каким человеком или существом она была бы?

-     О, это был бы самый крутой супергерой! Представьте: платиновый активатор по имени Платонид Каталитичен – герой в блестящем костюме, который одним взмахом руки превращает скучные инертные вещества в суперполезные соединения. Его суперсила – заставлять ленивые молекулы работать на благо человечества. А еще у него была бы способность светиться в темноте (как наши фотолюминесцентные комплексы)! Злодеи боялись бы его, потому что он мог превратить их оружие в.… ну, скажем, в полезное лекарство от рака. Такой вот добрый химический мститель!

-     Что Вы еще хотели бы сделать в профессиональной сфере?

-     Сейчас я увлечена новой главой – нековалентные взаимодействия! Это как научиться управлять невидимыми нитями между молекулами. Цель амбициозная: создавать материалы-трансформеры, которые могут менять свои свойства по команде – для катализа, медицины, всевозможных датчиков. Плюс учусь быть не просто преподавателем, а настоящим «переводчиком» с научного языка на человеческий. Хочется зажигать в студентах тот же огонек любознательности, что горит во мне. Это тоже своего рода катализ – ускорение роста молодых умов!

ПРО ЖИЗНЬ

«Наука – это не про идеальные условия. Это про то, чтобы работать с тем, что имеешь, и всё равно получать интересные результаты!»

-     Правда ли, что учёные – это всегда творческие люди? Как это творчество проявляется у Вас?

-     Весь мой творческий заряд уходит в лабораторию – там я чувствую себя художником, рисующим молекулярными кисточками! А для души у меня простые радости: английский язык подтягиваю (вдруг когда-то буду объяснять свои открытия Нобелевскому комитету?), плаваю – там хорошо думается о структурах и превращении молекул в растворах, и путешествую, когда получается.

-     Что помимо Вашего исследования Вы еще хотели бы сделать для страны или может отдельного человека?

-     Признаюсь, что я не особо верю в глобальные цели из разряда «спасти человечество» – это скорее для супергероев, а я всего лишь обычный химик! Предпочитаю ставить достижимые задачи, иначе разочарование гарантировано. Да и вообще, жизнь ведь состоит из множества маленьких, но в то же время приятных моментов – объяснить студенту сложную реакцию, помочь дочке с уроками, поддержать коллегу добрым словом. Может, весь смысл не в «Великих Свершениях» с большой буквы, а именно в этих мелочах? Сейчас для меня важно быть хорошим «катализатором» для студентов – чтобы они не зубрили формулы, а интересовались химией так же, как и я. Хочется зажигать в них этот огонёк любопытства: «А что будет, если вот это смешать с вот тем?». Это ведь тоже своего рода синтез – синтез будущих учёных! А если помечтать о научном... Было бы здорово, если что-то из наших лабораторных «питомцев» вырвется на свободу и станет чем-то полезным для людей – новым материалом, основой для лекарства. Но это как вырастить урожай: сначала надо посадить семена, потом ухаживать, а там – как повезёт. Главное – не останавливаться и продолжать пробовать!

-     Задумывались ли Вы о переезде в другую страну?

-     Как химик скажу так: не все реакции идут в одном направлении, есть и обратимые! Да, была на стажировках за рубежом несколько раз, и это был отличный опыт – новые лаборатории, методики, коллеги. Но изначально цель была именно получить знания и вернуться, а не искать постоянное место жительства. Это как сходить в гости к соседям – посмотреть, как у них устроена кухня, взять пару рецептов, но потом всё равно вернуться в свой дом, где всё привычное и родное. Так что никогда всерьёз не рассматривала переезд. Мне спокойнее и лучше в своей стране – это просто соответствует моему характеру, моей «химической формуле», если хотите. Не все молекулы стремятся покинуть раствор – некоторым и там хорошо!

-     Какой самый главный стресс учёного?

-     О, не могу говорить за всех – у каждого свои «болевые точки»! Ну а теперь признаюсь в самом забавном: давать интервью для меня – это вообще отдельная категория стресса! Вот как сейчас. Серьёзно, на это уходит больше энергии и усилий, чем на обдумывание и написание научной статьи! В статье я в своей стихии – там формулы, структуры, логика. А здесь надо ещё и человеческим языком говорить, да так, чтобы было интересно и понятно. Для интроверта это целое испытание и истинная мука! После такого интервью мне нужна «перезарядка» –часа два в тишине лаборатории или в бассейне, где никто не задаёт вопросов!

-     Как Вы думаете, как заинтересовать молодежь наукой и помочь им выбирать карьеру в этой сфере?

-     Тут нужен целый «коктейль мер» – как в химии, один компонент редко даёт нужный эффект, нужна правильная комбинация! Первый ингредиент – популяризация науки. И тут многое уже делается, причём успешно! Учёные выходят из лабораторий в СМИ, рассказывают о своих исследованиях человеческим языком, показывают, что наука – это не скучные формулы из учебника, а живой процесс открытий. Когда молодёжь видит, что можно синтезировать светящиеся соединения или создавать «молекулярные LEGO», это цепляет! Это как реклама профессии, только честная. Например, наш Институт химии СПбГУ регулярно проводит проектные смены в образовательном центре «Сириус» в Сочи. Школьники 8–10 классов со всей России приезжают и погружаются в настоящую науку – работают над исследовательскими проектами, синтезируют соединения, осваивают современное оборудование. И знаете, что они потом говорят? «Это был мой самый счастливый ноябрь!». Вот это и есть настоящая мотивация – когда ребята своими руками создают что-то в лаборатории и понимают: химия – это круто! Второй, более прагматичный компонент – финансовая привлекательность. Говорить о том, что «наука ради науки» – это, конечно, романтично, но давайте честно: у людей есть ипотеки, семьи, дети. Молодёжь должна видеть, что карьера учёного – это не обет бедности. Что можно заниматься любимым делом и при этом достойно жить. Иначе какая реакция пойдёт? Правильно – в сторону более оплачиваемых профессий. И третье, что я бы добавила из личного опыта – важно показывать науку не как одинокий путь гения-затворника, а как командную работу с классными людьми. Когда видишь, что в лаборатории царит азарт, энтузиазм, взаимная поддержка – это притягивает! Я своим студентам всегда говорю: наука – это ещё и про команду единомышленников, где можно и посмеяться над неудавшимся экспериментом, и вместе порадоваться открытию. Так что формула проста: интересная подача + достойная оплата + живое научное сообщество = больше молодых учёных!

-     Были ли моменты, когда вы хотели сдаться? Почему Вы не опустили руки и дошли до конца?

-     В науке – никогда! Когда эксперимент не получается, это же интригующая загадка! Почему молекулы не хотят делать то, что я от них жду? Это как детектив – надо распутать, в чем дело. А вот бюрократия... О, это отдельная песня! Бумажки, отчеты, формы – иногда думаешь: «Может, лучше пойти продавать мороженое?». Но тут спасают коллеги – поговоришь с ними, поплачешься в жилетку, и снова готова горы свернуть. В науке главное – команда единомышленников! Наука – это не про идеальные условия. Это про то, чтобы работать с тем, что имеешь, и всё равно получать интересные результаты!

-     Надежда, спасибо Вам большое за такую беседу! Было очень интересно!

-     Вам спасибо!

Напоминаем, что если вы хотите подать заявку на соискание премии, то это можно сделать до 15 октября включительно. Все требования и полезные материалы можно найти здесь.

На соискание премии могут выдвигаться научные работники, научно-педагогические работники образовательных организаций высшего образования, аспиранты и докторанты, а также специалисты различных отраслей экономики, социальной сферы, оборонной промышленности, чей вклад в развитие отечественной науки и в инновационную деятельность соответствует установленным критериям. Может присуждаться как одному молодому ученому, так и коллективу молодых ученых, состоящему не более чем из трех человек.

Важно: возраст лица, выдвигаемого на соискание премии Президента Российской Федерации, не должен превышать 35 лет на дату его выдвижения.