Координационный совет по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию

Борис Коробец об участии молодых учёных в разработке законопроектов в научной сфере

21 июня 2016 года, 14:32
Борис Коробец

Борис Коробец, член Координационного совета, кандидат юридических наук, заведующий кафедрой, директор Центра защиты интеллектуальной собственности, руководитель НОЦ «Инновационное предпринимательство и управление интеллектуальной собственностью» МГТУ имени Н.Э. Баумана, рассказал об участии молодых учёных в экспертизе законопроектов, а также о тех задачах, которые должна решить разрабатываемая Стратегия научно-технологического развития страны.

Добрый день, Борис. Сегодня мы хотели обсудить экспертную повестку деятельности Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах при Совете при Президенте Российской Федерации по науке и образованию. Какую роль играет Координационный совет в разработке важнейших документов, влияющих на научно-технологическое развитие России?

Добрый день. Действительно, одной из главных задач деятельности Координационного совета является экспертная функция, то есть формирование экспертной позиции молодых ученых по самым актуальным направлениям научно-технологическое технологического развития России. Члены Координационного совета работают в Межведомственных рабочих группах при Совете при Президенте России по науке и образованию, активно участвуют в разработке Стратегии научно-технологического развития РФ. И, что особенно приятно, многие наши предложения находят свое место в финальных документах и рекомендациях.

Почему, на Ваш взгляд, важна роль молодежи при разработке такого рода документахдокументов? Достаточно ли у них необходимых компетенций?

Поверьте мне, более чем! Многие привыкли относиться к молодежи, как к кому-то недоученному. Якобы молодость синоним неопытности, а, следовательно, и слушать молодых ученых можно, но не обязательно. Создание и уже довольно долгое существование Координационного совета доказывает обратное. Координационный совет объединяет ведущих молодых специалистов в своих научных отраслях, многих молодых докторов наук и ведущих научных сотрудников. Может быть, я буду излишне смел, но эти ребята – будущее российской науки. Тем более что многие уже занимают руководящие посты в образовательных и научных учреждениях.

Почему позиция молодежи особенно важна? Сегодня мир стремительно меняется, причем меняется каждый день. Приведу один пример – если еще несколько лет назад, для того чтобы заменить сломавшуюся деталь или  купить какой-то хозяйственный товар, мы ехали в магазин, то сегодня, имея дома 3D принтер, мы можем, получив из интернета практически любые 3D модели, «вырастить» необходимый нам товар дома! Эти возможности принципиально меняют мировую экономическую модель. Каждый человек через некоторое время сможет создать производство необходимых ему товаров у себя в квартире или в доме. Мечтать об этом несколько лет назад было невозможно – сегодня это реальность.

Кто если не молодежь способны чувствовать эти изменения острее других и адекватнее на них реагировать? Естественно, эти и многие другие научные и инновационные тренды должны найти свое закрепление в стратегических и нормативных документах, регламентирующих научно-технологическое развитие нашей страны.

Недавно в своем интервью Федор Войтоловский подробно рассказал о разработке Стратегии научно-технологического развития России. Какие нормативные документы сейчас определяют развитие российской науки?

Таких документов довольно много, в основном это специальные законы, регламентирующие правовое положение отдельных субъектов российской науки, и, конечно, это Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» № 135-ФЗ. За два последних года в этот закон были внесены около 10 поправок, отвечающих на современные вызовы, и эта работа не будет прекращена до принятия нового закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности». Очень приятно, что вопрос о введении некоторых поправок (например, об уточнении понятия «научная организация») поднимался на заседаниях Координационного совета, и хотелось бы верить, что это сыграло свою роль при принятии таких поправок.

Во-вторых, это формирование новой законодательной базы российской науки. Это разработка и принятие специальных законов о Российской академии наук, об инновационном центре Сколково,  о национальных исследовательских центрах «Курчатовский институт» и «Институт им. Н.Е. Жуковского», о Российском научном фонде. Можно продолжать и дальше, экспертная работа не останавливается ни на день.

Можете назвать, в разработке каких законопроектов принимал участие Координационный совет?

Законопроектная деятельность всегда персонифицирована. Поэтому в разработке положений законопроектов принимал участие не Координационный совет, а непосредственно его члены или созданные для этого рабочие группы.

Если говорить о конкретных примерах, это, в частности, Федеральный закон «Об инновационном центре «Сколково», который разрабатывался при непосредственном участии членов Координационного совета. Особое внимание у молодежи вызвал законопроект «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий». Ведь данный законопроект касался многих членов Координационного совета, работающих в РАН, и, естественно, без должного внимания остаться не мог. Члены Координационного совета предложили более 30 поправок в текст законопроекта, некоторые из которых легли в основу принятых норм.

А какие из разрабатываемых документов, на Ваш взгляд,  могут сравниться со Стратегией по важности для научно-технологического развития России?

Стратегия научно-технологического развития Россиина данный момент бесспорно важнейший документ для формирования повестки научно-технологического развития нашей страны до 2035 года. Сложно переценить его значение, поскольку первый раз в истории нашей страны государственная научная политика официально приравнивается по значимости к Стратегии национальной безопасности России. Об этом на заседании Совета при Президенте РФ по науке и образованию 21 января 2016 года сказал В.В.Путин. Не могу не отметить, что значительная часть членов Координационного совета входит в различные рабочие группы по написанию Стратегии и к их мнению прислушиваются.

Вместе с тем, без практических инструментов, позволяющих быстро и четко реагировать на  поставленные в Стратегии задачи, её реализация будет невозможной.

Одним из таких документов должен стать разрабатываемый сегодня в Министерстве образования и науки и Государственной думе проект Закона «О научно, научно-технической и инновационной деятельности». Именно этот Закон должен создать современную правовую основу для государственного регулирования научной, научно-технической инновационной деятельности, создать условия для формирования национальной инновационной системы, о которой мы так давно говорим.

Помимо указанного Закона я бы особо отметил необходимость создания на государственном уровне системы управления интеллектуальной собственностью. Без данной системы инновационное развитие любой страны не представляется возможным.

Расскажите, пожалуйста, поподробнее о роли Стратегии в области интеллектуальной собственности, в чем её актуальность?

Несмотря на режим контрсанкций и активную политику импортозамещения, наша зависимость от импорта в некоторых отраслях промышленности снижается крайне медленно. По некоторым оценкам, например, в станкостроении такая зависимость приближается к 70 процентам. Сегодня суммарная доля нашей страны  на мировых высокотехнологичных рынках составляет порядка 0,3–0,5 процента.

Поэтому сегодня одной из важнейших целей экономического и инновационного развития страны должно стать повышение конкурентоспособности нашей экономики за счет эффективного создания и внедрения современных технологий, формирования работающей системы управления интеллектуальной собственностью.

Можно привести пример по разработке такой стратегии в Японии. Еще в 2003 году в этой стране была принята Стратегическая программа создания, охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, в основе которой главным фактором экономического роста Японии была выбрана именно интеллектуальная собственность. Сегодня Японии принадлежит более 30 процентов мирового рынка высокотехнологичной продукции.

Я уверен, что наш научный потенциал позволяет превзойти достижение Японии, но без должного правового регулирования, создания комфортных условий для эффективного внедрения технологий это не возможно.