Татьяна Тихомирова: «Молодые ученые Российской академии образования включаются в междисциплинарные исследования в области образования»
29 сентября 2014 года, 08:40Татьяна Тихомирова с 2007 года является членом Координационного совета по делам молодёжи в научной и образовательной сфере при Совете при Президенте Российской Федерации. А в 2013 году при ее активном участии и поддержке Президиума Российской академии образования был создан Совет молодых ученых Российской академии образования (СМУ РАО).
Какие цели и задачи ставит перед собой это молодежное научное сообщество, и какие исследовательские направления в образовании являются перспективными, нам расскажет председатель СМУ РАО Татьяна Тихомирова.
Татьяна, скажите, какие цели ставит перед собой Совет молодых ученых Российской академии образования?
Основная цель молодежного совета Российской академии образования – это объединение молодых ученых для выполнения научных исследований в области образования. В качестве одной из важнейших задач СМУ РАО может быть названа деятельность по созданию условий для профессионального роста научной молодежи РАО и интеграции совместной научной деятельности в рамках междисциплинарных академических проектов. Второй задачей, не менее важной, является проведение мероприятий по привлечению школьников и студентов в академическую науку, способствование популяризации комплекса наук об образовании.
А с какими трудностями Вы столкнулись на первых этапах работы Совета?
На первом собрании молодых ученых Российской академии образовании мы столкнулись с отсутствием научных связей между учеными из разных институтов РАО. Так, только на молодежном собрании выяснилась общность научных интересов у коллег, работающих в области психологии, педагогики и возрастной физиологии. СМУ РАО активно занимается налаживанием информационного сообщения между молодыми учеными РАО: создан сайт СМУ РАО (http://www.smurao.ru/) и функционирует новостная рассылка для научной молодежи РАО.
В целом, научная молодежь РАО активна, в работу СМУ РАО вовлечены не только члены Бюро, научные сотрудники институтов РАО принимают участие в работе организованных Координационным Советом Всероссийских Совещаний Советов молодых ученых и специалистов.
Кроме того, с преодолением «молодежных» трудностей помогает справляться Президиум Российской академии образования. В частности, молодых ученых пригласили выступить на заседании Президиума РАО в феврале этого года, а Президент РАО Л.А. Вербицкая на академических мероприятиях уделяет время общению с научной молодежью.
Мы понимаем, что Совет молодых ученых РАО – молодое сообщество во всех смыслах – СМУ РАО недавно исполнился 1 год. Но что уже сделано?
Главное наше достижение – организованные собственными силами СМУ РАО для всех молодых ученых РАО учебные курсы по английскому языку, психометрике и методам обработки и анализа данных. Преподавателями являются как сами молодые ученые учреждений РАО, достигшие успеха в своей области, так и привлекаются ведущие отечественные и зарубежные специалисты. Наши молодежные курсы организованы на базе Психологического института РАО при поддержке директора, академика РАО С.Б. Малых.
В 2013 году мы провели конференцию молодых ученых РАО и активно участвуем в научных молодежных мероприятиях. В этом году инициативная группа молодых сотрудников из институтов РАО участвовала в конкурсе Российского научного фонда.
Какие перспективные направления развития наук об образовании Вы видите?
В настоящее время стремительно развивающиеся технологии изучения человека предъявляют новые требования к исследованиям в области образования. Исследования становятся междисциплинарными и активно ассимилируют подходы и методы целого ряд научных дисциплин – кросскультурной психологии, нейрофизиологии, психогенетики, молекулярной генетики и т.д. Речь идет фактически о смене парадигм в традиционной педагогике и возникновении нового комплекса наук об образовании.
Считаю, что для решения важнейшей образовательной задачи – повышения уровня академической успешности всех обучающихся – необходимо использовать междисциплинарный лонгитюдный дизайн исследования факторов, влияющих на индивидуальные различия в успешности/неуспешности обучения. Эти исследования являются трудоемкими, но именно результаты подобных исследований позволяют оценить нормативную траекторию развития (и ее отклонения) современного ребенка и учесть эти данные при проектировании системы образования.
Какие направления работы Совета молодых ученых РАО Вы считаете наиболее актуальными на данный момент?
В первую очередь, Совет молодых ученых РАО будет работать над созданием академических, межакадемических и международных научных групп для проведения междисциплинарных исследований в области образования. Первый шаг уже сделан – при участии СМУ РАО в рамках научного форума «Moscow Science Week 2014» организована научная сессия «Междисциплинарные исследования в образовании». В ходе научной сессии в докладах российских и британских ученых были представлены результаты работ в области исследования психологических признаков, релевантных образованию, полученных с применением психогенетических и нейрофизиологических методов, методов кросскультурного анализа и молекулярной генетики.
Еще одно направление, которое не останется вне поля зрения СМУ РАО, – популяризация научной деятельности в среде школьников, о чем была достигнута договоренность с коллегами из Совета молодых ученых РАН.