Состоялся круглый стол по вопросам реализации Концепции математического образования в России
23 сентября 2015 года, 17:1323 сентября 2015 г. в Международном информационном агентстве «Россия сегодня» состоялся круглый стол, в ходе которого обсуждались вопросы реализации Концепции математического образования в России.
С помощью видеоконференцсвязи к дискуссии смогли подключиться представители регионов: заместитель министра образования и науки Республики Татарстан Ильдар Мухаметов, директор Президентского физико-математического лицея № 239 Санкт-Петербурга Максим Пратусевич, директор Республиканской естественно-математической школы при Адыгейском государственном университете, декан факультета математики и компьютерных наук Адыгейского госуниверситета Дауд Мамий.
Сергей Салихов анонсировал запуск сразу двух масштабных проектов, связанных с реализацией Концепции развития математического образования в Российской Федерации.
«На первом этапе реализации концепции может быть создано до четырех ведущих международных центров в области математики, как на базе высших учебных заведений, так и на базе научных институтов Федерального агентства научных организаций, – заявил выступающий. – Их основной задачей будут, прежде всего, фундаментальные поисковые исследования в области математики». По его словам, 22 сентября Министром образования и науки Российской Федерации Дмитрием Ливановым был подписан приказ о создании наблюдательного совета, который будет заниматься этим проектом. В него вошли выдающиеся математики, в том числе три лауреата Филдсовской премии: Андрей Окуньков, Максим Концевич и Станислав Смирнов.
Кроме того, Минобрнауки России планирует объявить конкурс среди вузов на открытие позиций федеральных профессоров в области математики. В начале октября будет объявлено о программе среди вузов, подведомственных Минобрнауки России, о поддержке позиций федеральных профессоров в области математики. Эти позиции смогут занять ученые, которые достигли высоких научных результатов в области математики. У победителей конкурса будет возможность самостоятельно выбрать то место, где они хотели бы работать. Сроки контрактов будут достаточно длительными – до 5 лет с последующим продлением.
«Таким образом, мы создаем абсолютно стабильную среду для работы великих математиков», – подчеркнул Сергей Салихов.
По его словам, большое внимание было уделено финансовому обеспечению этой программы.
«Согласован минимальный уровень оплаты труда федерального профессора в области математики – это четыре средние зарплаты специалиста по экономике, – сказал Сергей Салихов. – Первые итоги конкурса планируется подвести в декабре этого года».
В свою очередь Алексей Благинин рассказал о ряде инициатив, реализуемых на уровне школьного образования.
«22 сентября начались общественные консультации по осуждению проекта примерной программы для средней школы», – сообщил докладчик и пригласил к активному участию в обсуждении программы математического образования для 10-11 классов всех заинтересованных граждан. Он также напомнил о развитии системы оценки качества образования, в том числе – математического.
«В прошлом учебном году ЕГЭ по математике прошел на двух уровнях – базовом и профильном, впервые были проведены национальные исследования качества образования по математике в основной школе, – напомнил Алексей Благинин. – В этом году пройдут аналогичные исследования по информатике для учеников 8-9 классов, выстраивается система всероссийских проверочных работ».
Выступающий также сообщил, что уже в декабре 2015 г. в апробационном режиме в отдельных российских регионах по завершении уровня начального общего образования 4-классники напишут проверочные работы.
Директор Центра педагогического мастерства Иван Ященко выразил уверенность, что программы старшей школы, обсуждение которых запущено, позволят за три года устранить пробелы в математическом образовании, которые есть в ряде школ и регионов. «Программы старшей школы позволят перезапустить структуру математического образования на всех уровнях: ребенок будет переходить из класса в класс, обладая знаниями, необходимыми для продолжения математического образования», – заявил Иван Ященко.
Он обратил особое внимание на открытость этих процессов. «Открытые банки задач, открытые банки национального исследования качества образования, всероссийские проверочные работы – все это дает материал учителю, который может использоваться в ежедневной работе», – отметил руководитель Центра педагогического мастерства.
На особой роли математики в системе человеческих знаний сделал акцент в своем выступлении директор Федерального института развития образования Александр Асмолов.
«Мечта человечества об универсальности, которая проступала, например, в идеях о едином языке эсперанто, достигнута, – отметил он в своем выступлении. – Для формирования идентичности и разума математика является универсальным языком человечества». По мнению Александра Асмолова, приобщение к математике формирует «общечеловеческую идентичность». «Без этого мы не поймем ту уникальную роль в порождении личности, которую дает математика как универсальный язык коммуникации», – заключил он.
Источник: Официальный сайт Минобрнауки России