Координационный совет по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию

Совместное заседание Совета Российского Союза ректоров и Президиума РАН

3 июля 2017 года, 12:57
Совместное заседание Совета Российского Союза ректоров и Президиума РАН

27 июня в Интеллектуальном центре — Фундаментальной библиотеке МГУ состоялось совместное заседание Совета Российского Союза ректоров и Президиума Российской академии наук, в котором приняли участие Министр образования и науки Российской Федерации Ольга Васильева и ее заместители Людмила Огородова и Григорий Трубников. Вели заседание президент Российского Союза ректоров, ректор МГУ имени М.В.Ломоносова Виктор Садовничий и и.о. президента Российской Академии наук Валерий Козлов.

Обращаясь к собравшимся в зале, Ольга Васильева отметила, что для того, чтобы наука могла решать серьезные задачи, необходим постоянный диалог с государством, кооперация c бизнесом. И если с государством диалог идет, а подобные мероприятия способствуют его расширению, то сотрудничество с бизнесом в науке, особенно академической, пока недостаточно активно. И его необходимо расширять, в том числе, с помощью опыта, который есть у университетов. Также Ольга Васильева отметила, что министерство работает над совершенствованием и решением проблем аспирантуры, в частности, планируется сделать защиту диссертации ее главнейшим элементом.

Виктор Садовничий в своем докладе рассказал кратко об истории Российского Союза ректоров, отметив постоянное внимание руководителей государства к его деятельности, о сотрудничестве университетов России и РАН: около ста университетов России имеют соглашения с академическими институтами, а около семидесяти ведут активную совместную научную деятельность.

Если говорить о сотрудничестве МГУ и РАН, то можно привести такую цифру: более 250 членов РАН работают в МГУ, ежегодно выпуская множество научных публикаций, успешно реализуя совместные проекты. В качестве одного из примеров сотрудничества президент РСР привел конкурс по созданию новых лабораторий под руководством молодых ученых в МГУ. С одной стороны, данная инициатива была озвучена на Совете при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, куда входят много членов Академии наук. С другой стороны, большинство молодых ученых (а их в конкурсе участвует 115) тесно сотрудничают с институтами РАН либо работают под руководством членов академии.

Виктор Садовничий отметил, что 11 крупных идей, инициированных или обсуждавшихся на заседаниях РСР, нашли воплощение на государственном уровне. Среди них Фестивали науки, Фестивали студенческого спорта, одновременных старт которых проходит во многих вузах России, разработка Международного рейтинга «Три миссии университета», разработка Федерального закона о технологических долинах и другие. Во всех этих инициативах непосредственное участие принимает и Московский университет.

Валерий Козлов в своем докладе сделал основной акцент на подготовке научных кадров высшей квалификации через аспирантуру и на проблемах, которые существуют после того, как аспирантура стала еще одной ступенью образования.

Сотрудничеству вузов и РАН, достоинствам и недостаткам аспирантуры посвящены была и выступления участников заседания: ректора МФТИ Н.Н. Кудрявцева, президента Новосибирского государственного технического университета Н.В. Пустового, ректора Воронежского государственного университета Д.А. Ендовицкого, ректора Сибирского федерального университета Е.А. Ваганова, ректора МИФИ М.Н. Стриханова, ректора Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна А.В. Демидова, ректора Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Петра Великого А.И. Рудского, научного руководителя Института всеобщей истории РАН А.О. Чубарьяна, заместителя директора по научной работе Института спектроскопии РАН А.В. Наумова. Об управлении вузом в современных условиях рассказал президент Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского Р.Г. Стронгин, а научный руководитель Научно-исследовательского института системных исследований РАН В.Б. Бетелин остановился на вопросах формирования основ алгоритмического мышления у детей дошкольного возраста. 

Источник: Российский Союз ректоров