Координационный совет по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию

Первые итоги стратегической сессии Форсайт-флот 2015

25 мая 2015 года, 16:31
Эксперты собрались под Костромой, чтобы поделиться видением будущего

О дискуссиях на Форсайт-флоте этого года, посвященного разработке национальной технологической инициативы – в материалах Ксении Болоховой (strf.ru).

РЫНКИ БУДУЩЕГО, ВОЗМОЖНОСТИ НАСТОЯЩЕГО

В рамках Форсайт-флота 2015, организованного Агентством стратегических инициатив (АСИ), прошло обсуждение рассматриваемых рынков и технологий, и определены наиболее успешные направления развития.

Андрей Никитин: «Тренды общеизвестны. Вопрос в том, как в них выбрать то, что подходит России?»
Андрей Никитин: «Тренды общеизвестны. Вопрос в том, как в них выбрать то, что подходит России?»

В этом году Форсайт-флот был посвящён созданию Национальной технологической инициативы (НТИ), документа и соответствующих экспертных сообществ, которые будут определять технологическое развитие России. «Флот – это форма сбора экспертов, предпринимателей, чиновников и учёных, которые вместе прорабатывают проекты развития будущего», - сказал глава направления «Молодые профессионалы» в АСИ Дмитрий Песков, подчеркнув, что в результате пятидневной работы собранного сообщества планируется создать дорожную карту НТИ.

Потребности будущего

Первая задача экспертов – создание картины будущего с точки зрения перспективных рынков, которые сегодня либо только зарождаются, либо вообще не представлены.  Для успешного развития предложенных стратегий необходимо сначала представить и понять потребителя предлагаемых товаров и услуг, и только после этого детально рассматривать технологии, которые надо развить для насыщения этого рынка.

Изначально было выделено 9 таких рынков – это энергетика, безопасность в широком понимании, авто, авиа- и морской транспорт, пищевая промышленность (в том числе и сельское хозяйство), финансовые проекты, технологии здоровья и нейротехнологии. В каждом из них группы экспертов выявляли существующие тренды и на их основе пытались понять, каковы будут потребности людей через 15-20 лет и как эти потребности могут быть удовлетворены, особое значение предавалось роли России в развитии того или иного рынка.

«Тренды общеизвестны, вопрос в том, как в этих трендах выбрать то, что нужно нам и где мы можем занять лидирующие позиции в мире», – сказал генеральный директор АСИ Андрей Никитин.

«Окна роста»

На третий день Форсайт-флота все рабочие группы собрались, чтобы оценить потенциал каждого рынка и определить, какой из них наиболее перспективен.

Были выявлены общие тренды, характерные для всех представленных областей. Это переход к сетевым системам управления, основанным на горизонтальной коммуникации между равными субъектами, а не на вертикальной иерархической. Кроме того, был отмечен тренд на персонализацию товаров и услуг и автоматизацию.

Но в деталях рынки сильно разнились. В зависимости от привлекательности и актуальности для России тех или иных направлений участники голосовали за понравившиеся им идеи.

Так, наименее перспективными показались им рынки безопасности и еды. Причём если предложения рынка безопасности показались участникам скорее нереализуемыми и не  очень востребованными, то предложения участников рынка еды просто не поразили экспертов своей новизной.

Несколько выше оценили предложения транспортных рынков. Так, среди них лидером стал рынок летающих беспилотников (он набрал 65 голосов, тогда как авто- и водный транспорт 58 и 59 голосов соответственно). В целом идеи всех этих рынков сводились к созданию автоматизированной системы управления транспортными средствами. В той же «весовой категории» выступил рынок новых финансовых технологий, набрав 66 баллов. Участники предложили развивать криптовалюты и, в итоге, перейти на систему финансовых отношений, где не будет государства как игрока.

Тройку лидеров открыл рынок новой энергетики. Системы интеллектуальных сетей по управлению электроэнергией, развитие возобновляемой энергетики и создание «биржи», позволяющей людям обмениваться энергией с помощью беспроводных технологий смогли набрать 81 голос.

С большим отрывом (171 голос) финишировал рынок здоровья, где были представлены как новые медицинские технологии, основанные на биоинженерии, так и новые платформы по поддержанию физической формы.

Наконец, бесспорным лидером экспертного голосования стал рынок нейротехнологий. Новые и, казалось бы, фантастические технологии предлагали эксперты для решения повседневных задач. Самое интересное, эти технологии уже существуют.

Силой мысли

Об идеях экспертов, занимавшейся вопросами рынка Neiro Net, рассказал лидер группы Андрей Иващенко, председатель Своета директоров ЦВТ «ХимРар».

«Человечество всегда хотело летать, но по-настоящему полетело только когда было изобретено крыло и реактивное движение. Что станет крылом в рынке  Neiro Net», - сказал он.

Специалисты выделили три основных вида продукции на этом рынке. Во первых, это дополнительные искусственные органы чувств для человека, которые сначала будут компенсировать природные недостатки, а потом войдут в обиход. Второе направление – это так называемый нейрофитнес, устройство, которое, считывая мозговую активность, усиливает когнитивные способности людей. Сегодня такие устройства распознают 2 состояния мозга – активное и расслабленное, а в будущем это количество может быть доведено до 50. Наконец, третье направление – это управляемые центральной нервной системой протезы. 

Эти рынки будут доступны по мере развития двух основных технологий – картирования головного мозга, которое, по словам эксперта, будет завершено к 2018 году. 
И создание нейрокомпьютеров, которые будут работать на тех же принципах, что и человеческий мозг.

Проделанная работа, конечно, важна для понимания, как Россия должна развиваться в технологическом плане, чтобы успешно занять свою нишу в рынках будущего, но «Форсайт-флот» - это только первые шаги. Реализации этих амбициозных проектов мешает ряд важных проблем, таких как катастрофическая нехватка квалифицированных кадров и безнадёжно устаревшая система их подготовки, институциональные и юридические барьеры и отсутствие у большинства населения понимания, зачем вообще нужно такое развитие.

Эти проблемы ещё предстоит обсудить и в рамках подготовки дорожных карт. Поэтому работа на самом деле только начинается.

ЛЁГКИЙ ЭЛЕМЕНТ – ЛЁГКОЕ РЕШЕНИЕ

Проблема экологически чистого, ёмкого и безопасного источника энергии стоит перед человечеством уже не один десяток лет. Не секрет, что сегодня главный ответ энергетическим вызовам – это углеводородное топливо, которое характеризуется рядом проблем – это и конечность доступных ресурсов, и загрязнение окружающей среды отходами его использования. Обе эти проблемы решает водородное топливо, считает генеральный директор компании «РусГидро» Виктор Попов.

«Структура первичного производства должна поддерживаться возобновляемыми источниками энергии, такими как солнечная энергия, энергия ветра, воды и так далее. А всё, что сразу не потребляется через сети (например, накопленная днём солнечная энергия, которую необходимо использовать ночью), должно запасаться. И таким «хранителем» энергии должен стать водород в чистом виде: это снимает экономическую проблему строительства линий электропередач. При использовании уже отработанной технологии можно традиционным способом (наземным, железнодорожным или морским транспортом) поставлять энергию в виде водорода потребителям практически в любой точке.

Надо понимать, что водород – самое эффективное в природе топливо, у него самая высокая теплоёмкость сгорания, и при его сгорании нет никакого загрязнения окружающей среды – при связывании водорода с кислородом получается вода. Но при этом водород сам по себе предельно опасный вид топлива.

Проблему его транспортировки фактически решили японцы, когда к толуолу, одной из светлых фракций нефти, привязали атомы водорода. К каждой молекуле толуола в ходе химической реакции с помощью катализатора привязываются шесть атомов водорода. В таком виде толуол не более опасен, чем бензин, а все вопросы, связанные с безопасностью хранения и транспортировки бензина, уже отработаны.

В момент потребления также с помощью катализатора «достаются» атомы водорода, а толуол возвращается в исходном виде. 

Таким образом, главная проблема энергетики, хранение произведённой энергии, привязывается к структуре производства и транспорта энергии: разделяются моменты производства и потребления электроэнергии. Ты свободен вершить то, что хочешь и где хочешь, ты не привязан к государственной структуре передачи энергии.

Эта технология уже применяется в Японии, где после аварии на Фукусиме производство энергии значительно снижено. На сегодняшний момент резервов энергии в Японии для перевода в водород нет, но к 2030 году планируется треть энергетики перевести на водородную, причём в качестве поставщика рассматривается Россия. Развитие энергетического сектора на Дальнем Востоке в таком случае станет вполне целесообразным, ведь будет и способ передачи энергии, и, главное, потребитель. По технологии, отработанной в Китае, можно создавать очень много эффективных и недорогих гидростанций, которые переводили бы энергию в водород описанным способом, и топливо отправлялось бы в Японию. В результате Дальний Восток будет насыщен энергией, и на её базе можно будет постепенно развивать бизнес.

ОБОГНАТЬ ПРИРОДУ ЗА 20 ЛЕТ

Какие инструменты и технологии будут востребованы через 20 лет? Что позволит продлить человеческую жизнь и реализовать промышленные проекты, которые сегодня кажутся фантастическими? Проректор по перспективным проектам СПбПУ Петра Великого, руководитель Центра компьютерного инжиниринга Алексей Боровков рассказал в рамках Форсайт-флота 2015 о перспективных технологиях будущего, которые применяются уже сегодня.

«Без прорывных технологий мы не сможем произвести ни одного высокотехнологичного изделия ни в одном из обсуждаемых рынков. Надо отметить, что рынки мы рассматриваем как распределённые сети технологий, поэтому в качестве основы следует рассматривать цифровое проектирование и моделирование, которое позволит создавать конструкции за гранью интуиции генерального конструктора. Это должна быть открытая платформа цифрового проектирования, моделирования, оптимизации и производства.

Эта платформа должна позволять проектировать не просто самые различные свойства предмета, но главное, она должна давать возможность изготовления кастомизированных устройств. Кроме того, платформа позволит практикам быстро получать информацию о новейшем мировом опыте и делиться собственными разработками.

Драйвером же технологий производства уже являются аддитивные технологии (которые лежат в основе 3D печати, ред.).

Причём технологии, доступные для всех материалов: полимеров, пластиков, композитных материалов, металлов, керамики и живых тканей и органов.

Природа осуществляла изменения свойств живых организмов за тысячелетия и миллионы лет, нам надо освоить эту технологию меньше, чем за 20 лет.

Причём ясно, что без должных математических расчётов, основанных на считывании человеческого генома, никто не захочет вставлять в себя напечатанные органы, поэтому перед нами ещё одна обширная область – бионика.

Наконец, надо понимать, что мы говорим о полном жизненном цикле всех продуктов, и тенденция такова, что он должен быть предельно сокращён. Сегодня окружающие нас продукты становятся сложнее и сложнее с каждым днём, технологии несколько отстают, а компетенции, образование, ещё только пытаются их догнать. Соответственно, мы должны рассматривать процессы развития рынков с позиций системности: системная инженерия и подготовка кадров будут играть ключевую роль.

ФОРСАЙТ СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ

В субботу, 16 мая завершился «Форсайт-флот 2015» – мероприятие АСИ и РВК по созданию контуров технологического развития России на ближайшие 20 лет «Форсайт-флот 2015». В течение пяти дней представители академических кругов, бизнес сообщества и органов государственной власти были «заперты» на трёх кораблях с одной целью – выявить тренды развития перспективных рынков для Российской Федерации.

Рациональный подход

Первым принципиально важным правилом игры стало формирование будущего не на основе технологий (несмотря на то, что инициатива технологическая), а на основе рынков.

«Продаются не технологии, а услуги. И продаются они только тогда, когда у них есть потребительские свойства, которые отвечают на какие-то потребности. А потребности в свою очередь не сегодняшние, а уходящие за горизонт, их надо ещё оценить», - сказал Президент Фонда «ЦСР «Москва» Владимир Княгинин.

Подход прагматичный. Ведь история знала немало примеров, когда появившаяся «раньше своего времени» идея или технология предавалась забвению. И только спустя десятилетия, а то и века люди начинали говорить о гениях, опередивших своё время, таких как Леонардо да Винчи и Никола Тесла.

С другой стороны, рынки формируются не только благодаря спросу конечного потребителя. Потребитель только имеет возможность «голосовать» рублём (или иной валютой) за наиболее приглянувшиеся ему решения, но выбор этих решений формирует именно производитель, который в свою очередь может исходить и из имеющихся технологий.

Так или иначе, точкой отсчёта стали потребности, причём, как было заявлено приоритетом является модель «B2C», направленная на конечного потребителя.

Важное умение – продать инновационный продукт – участники отрабатывали в ходе бизнес-игры. Командам предстояло продавать снежинки суровым «заказчикам»
Важное умение – продать инновационный продукт – участники отрабатывали в ходе бизнес-игры. Командам предстояло продавать снежинки суровым «заказчикам»

Представленные рынки были организованы следующим образом. Отдельно плыли представители направлений, которые «граничат» с научной фантастикой: рынки здоровья, нейротехнологий и финансовых систем. На другом теплоходе были сосредоточены стратегически важные для России направления – это рынки энергетики, еды и безопасности. Наконец, на третьем корабле собрали представителей «интеллектуального транспорта», а именно рынки беспилотников в трёх средах – на суше (автомобили), в воздухе (дроны) и на море (корабли).

И если на корабле представители рынков свободно общались, то между кораблями коммуникации практически не было. «Было бы интересно конкретнее узнать, какие проекты предлагают другие рынки, например, рынок здоровья. Ведь наши ниши очень тесно связаны»,  – выразила общее мнение Наталья Борисова, участник рынка еды.

Но найти общий язык со своими коллегами по группе тоже было непросто. На каждом корабле было представлено немало специалистов по определённым технологиям: квантовым, аддитивным, образовательным, которые не могли быть закреплены за одним рынком.

Удел писателей-фантастов

Тем не менее, к концу второго дня стали проявляться общие тренды и вырисовываться контуры долгожданных рынков. Обобщающим стал тренд к созданию сетевых разветвлённых структур – интернета вещей, который в перспективе перейдёт в интернет всего. Другой характерной особенностью будущего участники назвали персонализацию всех товаров и услуг.

Большинство дошедших до конца инициатив укладывалось именно в эту парадигму, но изначально полёт фантазии был куда шире. Так, представители рынка еды обсуждали в первый день, каким будет наш рацион, когда технологии позволят заменять органы роботами. На соседнем корабле обсуждали схожую проблему: как наладить связь между искусственными органами?

В рынке нейротехнологий прозвучала инициатива по созданию особой системы, которая работала бы за пределами воображения конструктора и саморегулировалась на принципах ощущений – удовольствия и боли.

Участникам пришлось вернуться в прошлое, чтобы увидеть будущее. Создание каменных орудий труда

Но помимо таких фантастических задач, от которых отказались в силу их неактуальности на сегодняшний день (без прототипов определять такие параметры не представляется возможным и даже целесообразным), существовал ряд инициатив, связанных с альтернативными подходами.

Так, например, интересным было предложение по развитию водородной энергетики. Идея сводится к внедрению дополнительной ступени обработки углеводородов: нефти, газа и угля, для получения отдельно водорода в качестве топлива и оставшегося углерода, который можно использовать в химической промышленности. По словам специалиста в этой области Виктора Попова, уже отработана технологи, не более опасная, чем для работы с бензином, которая позволяет использовать водород. И на эту технологию уже есть спрос.

Возможно, новые рынки на самом деле будут формироваться на совсем иных основаниях, далёких даже от тех заоблачных далей, которые предлагали участники. Тем важнее в этом случае воспринять даже непонятные сегодня инициативы. Вдруг они-то и «выстрелят», пусть даже не в ближайшие 20 лет.

Якорь реальности

Эйфорией творчества и общения, безусловно, дурманит голову. Но некоторые участники не поддаются сладкому флёру безоблачного будущего. Помимо технологий, которые приведут нас к новым рынкам и новому уровню комфорта для реализации будущего нужно ещё много факторов.

И главный из них – люди! С одной стороны, для воплощения таких смелых технологических идей нужны специалисты высокого класса, инженерные кадры, которые ещё предстоит воспитать. Так, кандидат философских наук и заместитель директора Института инновационных стратегий развития общего образования при Департаменте образования г. Москвы Нина Громыко уверена, что для решения нетривиальных задач нового времени нужно изменить подход к образованию.

«Существуют издержки узкого монодисциплинарного видения, которое со школьной скамьи прививается учащемуся. С ним невозможно участвовать в решении комплексных полидисциплинарных проблем, от которых сегодня зависит дальнейшее развитие», - сказала она, подчеркнув, что уже существующий метапредметный подход в педагогике как раз развивает у детей способность системно мыслить и применять универсальные методы для решения проблем из разных областей.

С другой стороны, помимо непосредственно технологических решений важно заинтересовать бизнес и людей в новом подходе. Ведь с развитием сетей иерархия становится всё более размытой, и отдельные люди и бизнесы должны брать на себя инициативу.

После создания дорожных карт, возможно, потребуется ещё не раз собрать экспертов для внесения корректировок. «Мы намеренно запланировали их (дорожные карты – ред.) короткими, на один год, чтобы можно было быстро подвести итоги», – пояснил Андрей Никитин.

Источник: STRF. Наука и технологии России