День российской науки: Молодые ученые и предприниматели назвали три условия успешного научного стартапа
12 февраля, 11:55В рамках Десятилетия науки и технологий в Национальном центре «Россия» 7 февраля 2025 года состоялась панельная дискуссия «Наука и бизнес: точка контакта». На ней ученые и предприниматели обсудили вопросы взаимодействия науки и бизнеса, а также рассказали о том, как создать технологический продукт, нужный потребителю

В дискуссии приняли участие руководитель научной группы «Квантовые информационные технологии» в Российском квантовом центре, директор Института физики и квантовой инженерии Университета науки и технологий МИСИС, член Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию Алексей Федоров, руководитель группы генной иммуноонкотерапии Института биоорганической химии им. М. М. Шемякина и Ю. А. Овчинникова Российской академии наук, заместитель генерального директора по науке в Московском центре инновационных технологий в здравоохранении Ирина Алексеенко, руководитель направления по реализации акселерационных программ блока по развитию открытых инноваций и новых бизнесов ООО «Газпромнефть-Технологические партнерства» Руслан Агишев, заместитель директора Центра индустриальных технологий и предпринимательств Первого Московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации Алла Панченко, программный директор Благотворительного Фонда «Система» Зори Гумашян, инвестиционный директор Kama Flow Сергей Гайворонский, руководитель направления образования Группы компаний «Элемент» Наиль Вяльшин. Модерировала сессию заместитель главного управляющего директора по приоритетным технологическим направлениям, управляющий директор (биологических и медицинских технологий) Фонда «Сколково» Камила Зарубина.
Все эксперты сошлись во мнении: проведение исследований и коммерциализация научных проектов — это совершенно разные профили и компетенции. Алексей Федоров отметил, что ученых, которые смогли перестроить свое мышление с «исследовательского» на «предпринимательское», мало, и поэтому многие технологические разработки недостаточно коммерциализируются. Крайне важно налаживать контакт между исследователями и предпринимателями, несмотря на проблемы, которые могут помешать этому взаимодействию.
«Гораздо более сбалансированная и масштабируемая модель — когда на раннем этапе ученый более вовлечен, немножко даже пробудет себя как предприниматель, но, как получилось на нашем примере, понимаем, что без помощи более профессионального человека с навыками предпринимателя, человека, развивающего бизнес, такого владельца бизнеса, ему будет двигаться гораздо труднее», — отметил Алексей Федоров.
Довести разработку от стадии идеи до серийного производства — крайне сложная задача. Команде необходимо не только создавать нужный и качественный продукт, но и знать, как, шаг за шагом, развивать проект, чтобы в итоге вывести его на рынок. Ирина Алексеенко рассказала о том, как она вместе со своей командой «набивала шишки» на этом тернистом пути. Поэтому появилась идея создать «Госуслуги для ученых», чтобы специалисты могли узнать там, что нужно делать, чтобы довести продукт до рынка. Эта инициатива направлена на работы, связанные с медицинской наукой, в том числе с биотехнологиями. Суть проекта заключается в том, что сначала ищут ученых, потом их соединяют с врачами, чтобы разработку можно было применить на практике, а после к работе подключается проектный менеджер. Далее к проекту присоединяются люди с теми компетенциями, которые необходимы для развития научной разработки: например, юристы, специалисты по инвестициям. Благодаря такому подходу команда проекта сочетает в себе все необходимые для успешного развития компетенции. Это помогает научному проекту пройти путь от идеи до коммерческой реализации. Ирина Алексеенко также рассказала о критериях успешного научного проекта: так, технологии, которые предлагают разработчики, должны быть межплатформенными, чтобы на их основе можно было делать разные продукты, масштабируемыми и легковоспроизводимыми. Эксперты, участвовавшие в дискуссии, единогласно поддержали.
Разработка наукоемких технологий — одно из важнейших направлений для крупного бизнеса. Руслан Агишев отметил, что в компании существует множество программ развития технологического предпринимательства. Они позволяют развивать стартапы и сделать научную идею востребованнее на рынке, а также способствуют окупаемости проекта. Например, есть акселерационная программа Industrix, созданная для разработки технологических решений в нефтегазовой отрасли. Программа включает в себя более 40 вузов и большие индустриальные компании-партнеры: Яндекс, Сбер и другие. Бизнес помогает откорректировать стартапы, чтобы сделать их более масштабируемыми.
Чтобы разрабатывать востребованные на рынке продукты, ученый нуждается в особых компетенциях. Алла Панченко рассказала о том, каким должен быть ученый, чтобы успешно реализовывать свои проекты на рынке. Исследователи, обладающие не только хард-компетенциями, но и предпринимательскими навыками, понимают, с кем нужно общаться, на каких мероприятиях быть, где можно заработать деньги и найти потенциальных партнеров.
В последние годы и государство, и частные компании активно помогают молодым исследователям выводить научные проекты на рынок. Зори Гумашян рассказал о конкурсе медицинских инноваций, где участники разрабатывают стартапы, связанные с медициной. Особое внимание выступающий уделил конкурсам, которые благотворительный фонд организует в партнерстве с Российской академией наук: например, Конкурс молодых ученых, который фонд проводил в прошлом году. В рамках него было реализовано более 1000 инновационных разработок. Кроме того, организация планирует запускать Р&D-платформу. На ней компании, вузы, студенты смогут размещать свои идеи, а специалисты, которые могут помочь их реализовывать, получат возможность присоединиться к проекту. Это позволит набирать в программу людей с необходимыми компетенциями, а значит увеличит вероятность запуска успешного продукта, который будет востребован.
Сергей Гайворонский отметил, что участие государства в развитии таких проектов очень важно, потому что мало кто из внешних инвесторов готов рисковать и вкладываться в научные стартапы с «долгими деньгами». Также для успеха любому проекту необходима развитая инфраструктура.
Наиль Вяльшин рассказал, как проходит взаимодействие предприятий компаний с образовательными организациями в нашей стране. Около 2000 сотрудников группы компаний являются учеными. Организации проводят стажировки, сами сотрудники группы компаний «Элемент» участвуют в проектах других компаний. Также «Элемент» планирует в этом году запускать премию для разработчиков микроэлектроники, чтобы возродить это направление технологического бизнеса в нашей стране.