16 одаренных школьников и студентов отправятся на космодром «Восточный» – объявлены победители федерального конкурса «Научная Вселенная»
21 сентября, 11:35Среди них ребята из Барнаула, Братска, Владивостока, Железногорска, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Орла, Санкт-Петербурга, Сургута, федеральной территории Сириус, Читы, и других городов России. Всего за главный приз – научное путешествие на запуск ракеты на Космодроме «Восточный» – боролись более 275 тысяч человек.
В Музее «АТОМ» на ВДНХ прошел финал федерального конкурса «Научная Вселенная» для старшеклассников и студентов. C 3 июля до 15 сентября молодые люди от 14 до 27 лет со всей России могли принять участие в проекте, направленном на привлечение талантливой молодежи в сферу научных исследований. Конкурс реализуется второй год подряд при грантовой поддержке в рамках федпроекта «Популяризация науки и технологий» Минобрнауки России.
Участники конкурса предложили проекты по созданию цифровых двойников для космических аппаратов, разработали идеи по развитию инфраструктуры и улучшению экологии при помощи анализа снимков орбитальных спутников, придумали проект выведения раннеспелых сортов сои, проанализировали существующие и придумали новые способы преодоления резистентности, предложили способы утилизации шин и даже представили концепции для видеопроектов, посвященных современным российским научным достижениям.
Все 16 победителей отправятся в научное путешествие на самую передовую технологическую площадку – Космодром «Восточный» – первый в России гражданский космодром – и будут присутствовать на запуске ракеты-носителя «Союз-2.1б». Она отправит в космос аппарат Ионосфера-М, этот спутник станет частью комплекса «Ионозонд».
«Одна из приоритетных задач проекта – показать прикладной характер науки и неразрывную связь с реальным сектором экономики, а также значение науки и ученых в формировании технологического суверенитета страны. Важно, что наставниками финалистов выступают ведущие молодые ученые – члены Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию, лауреаты самых знаковых премий. Надеюсь, такой формат взаимодействия – тет-а-тет с реальными учеными – еще раз вдохновит ребят и определит их выбор идти в науку и строить научную карьеру», – отметил заместитель министра науки и высшего образования РФ Денис Секиринский.
Для участия в проекте необходимо было выбрать один из 8 треков: «Цифровые технологии», «Агробиотехнологии», «Гуманитарный микс», «Развитие Арктики», «Освоение космоса», «Новые источники энергии», «Климат и экология», «Генетика и персонализированная медицина», пройти 2 этапа онлайн-тестирования и предложить решение индустриальных кейсов от партнеров. Кейсы для треков разработали эксперты партнеров, среди которых: Росатом, Роскосмос, Норникель, РКЦ, BIOCAD и другие. Среди 160 авторов лучших решений были отобраны 32 финалиста. Свои кейсы участники дорабатывали при поддержке наставников треков – молодых ученых, членов Координационного совета по делам молодёжи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию.
«Меня вдохновляет работа с участниками конкурса “Научная Вселенная”. Это возможность взглянуть под другим углом на актуальные технологические вызовы. Проекты участников демонстрируют не только глубину знаний, но и стремление сделать мир вокруг себя лучше. А такая мотивация, как мне кажется, залог технологического будущего нашей страны» – рассказал наставник трека «Цифровые технологии», руководитель научной группы Российского квантового центра «Квантовые информационные технологии», директор Института физики и квантовой инженерии НИТУ МИСИС Алексей Федоров.
Оценивали финалистов ведущие научные эксперты: руководитель лаборатории научно-популярных и культурных проектов Образовательного фонда «Талант и успех», ведущий эксперт Центра научной коммуникации Университета ИТМО Константин Фурсов, председатель Координационного совета по делам молодёжи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию, руководитель Курчатовского комплекса синхротронно-нейтронных исследований НИЦ «Курчатовский институт» Никита Марченков, руководитель редакции «Наука» ИА «ТАСС», почетный работник науки и высоких технологий РФ Андрей Резниченко и другие.
«Конкурс "Научная Вселенная" не только открывает школьникам и студентам возможность погрузиться в мир науки, но и позволяет увидеть свежий взгляд молодого поколения на такие важные проблемы, как климат и экология. Проекты ребят показали, что у нас растет новое поколение исследователей, которое готово решать глобальные задачи креативно и смело. Каждая идея — это шаг к большому будущему, где забота о будущем планеты становится неотъемлемой частью нашей жизни», – прокомментировал Константин Вернигоров, наставник трека «Климат и экология», генеральный директор экосистемы научно-исследовательских центров по разработке и тестированию полимерной продукции СИБУР ПолиЛаб.
В этому году Госкорпорация «Росатом» уже второй год подряд выступает партнером проекта. Многие из решений, придуманных ребятами, могут быть использованы в атомной отрасли.
«В этом сезоне мы курировали сразу два трека, приоритетных для “Росатома”: “Развитие Арктики” и “Новые источники энергии”. Поддержка таких научных проектов – важное направление для госкорпорации. В рамках “Научной Вселенной” ребятам было предложено, например, сформировать концепцию атомного ледокола для проведения научных исследований экосистемы. И то количество перспективных предложений, которые ребята подготовили, говорит о высоком интересе молодежи к развитию научного и технологического потенциала страны. И мы должны всячески поддерживать в ребятах этот запал, мотивировать и направлять их», – отметил заместитель директора Департамента коммуникаций ГК «Росатом» Константин Рудер.
Наградили победителей конкурса почетные гости: заместитель министра науки и высшего образования РФ Денис Секиринский, директор Административного департамента Госкорпорации «Роскосмос» Дмитрий Шишкин, писатель, сценарист, продюсер, общественный деятель Олег Рой, руководитель направления «Энергетика» в компании «РЭНЕРА» (отраслевой интегратор ГК «Росатом» в области систем накопления электроэнергии) Алексей Нешта.
«Финалисты предложили уникальные прикладные научные идеи для решения трудных задач космической отрасли, с которыми сталкивается в том числе "Роскосмос". Для нас вопрос взращивания молодых кадров очень актуален – вызовов в сфере предостаточно. Космонавтика, как и конкурс "Научная Вселенная”, многовекторна, в ней задействованы специалисты сразу нескольких научных отраслей: геологи, медики, биологи, инженеры и специалисты многих других направленностей. Космос нуждается в новом поколении молодых ученых», – отметил директор административного департамента Госкорпорации «Роскосмос» Дмитрий Шишкин.
Партнерами проекта выступилиРосатом, Роскосмос, РЖД, Норникель, BIOCAD, Российский квантовый центр (РКЦ), Россельхозбанк, Сбер, Qrate, Росмолодёжь, Координационный совет по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию (Корсовет), просветительский проект «Атомариум», Кружковое движение, Фестиваль актуального научного кино «ФАНК», «Русские супергерои» BY, издательство «Манн, Иванов и Фербер» (МИФ).
Наставники треков:
Агробиотехнологии: профессор РАН, исполняющий обязанности заведующего кафедрой генетики и биотехнологии СПбГУ, лауреат премии Президента РФ в области науки и инноваций для молодых ученых за 2020 год, Антон Нижников
Генетика и персонализированная медицина: заведующая группой генной иммуноонкотерапии ИБХ им. М. М. Шемякина и Ю. А. Овчинникова РАН, генеральный директор ООО «Генная хирургия», заместитель директора по науке «Московского центра инновационных технологий в здравоохранении» Ирина Алексеенко
Гуманитарный микс: ведущий научный сотрудник, директор Центра истории российской науки и научно-технологического развития РГГУ, Лауреат премии Правительства Москвы молодым ученым за 2023 год Евгения Долгова
Развитие Арктики: главный научный сотрудник МФТИ, ведущий научный сотрудник Института океанологии им. П. П. Ширшова РАН, лауреат премии Президента РФ в области науки и инноваций для молодых учёных за 2022 год Александр Осадчиев
Климат и экология: генеральный директор Сибур ПолиЛаб, член Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию Константин Вернигоров
Новые источники энергии: начальник научно-технического отдела АО ОКБ «ГИДРОПРЕСС» ГК «Росатом», советник частного учреждения по обеспечению научного развития атомной отрасли «Наука и инновации» Госкорпорации «Росатом», член Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию Екатерина Солнцева
Освоение космоса: Руководитель отдела наземных систем космических аппаратов ГК «Геоскан», руководитель образовательного проекта СОНИКС Кирилл Стариков
Цифровые технологии: руководитель научной группы Российского квантового центра «Квантовые информационные технологии», директор Института физики и квантовой инженерии НИТУ МИСИС, член Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию Алексей Федоров
Список победителей:
№ п/п | Автор Проектной заявки | Категория | Регион | Учебное заведение |
Цифровые технологии | ||||
1 | Бандель Анна | Школьник | г. Сургут, ХМАО | МБОУ гимназия им. Ф. К. Салманова |
2 | Балцат Константин | Студент | г. Санкт-Петербург | НИУ ИТМО |
Гуманитарный микс | ||||
1 | Глинщиков Владимир | Школьник | г. Владивосток, Приморский край | Университетская школа ДВФУ |
2 | Маклаков Михаил | Студент | г. Санкт-Петербург | ЕУСПб, 1 курс аспирантуры |
Генетика и персонализированная медицина | ||||
1 | Романова Софья | Школьник | г. Орел, Орловская область | МБОУ лицей №1 им. М. В. Ломоносова г. Орла, 9 класс |
2 | Арисова Маргарита | Студент | г. Новосибирск | Новосибирский государственный университет |
Освоение космоса | ||||
1 | Харчишин Гордей | Школьник | г.Железногорск, Красноярский край | КГАОУ Школа космонавтики 10 класс |
4 | Ларина Софbя | Студент | Федеральная территория «Сириус» | АНОО ВО Колледж «Университета «Сириус» |
Агробиотехнологии | ||||
1 | Давыдова Вера | Школьник | г. Оренбург, Оренбургская область | МАОУ «Деминская СОШ», 10 класс |
2 | Наумова Софья | Студент | г. Барнаул, Алтайский край | Институт биологии и биотехнологии, 2 курс |
Новые источники энергии | ||||
1 | Бобров Артем | Школьник | г. Балаково, Саратовская область | МАОУ СОШ №15, 11 класс |
2 | Шварёв Максим | Студент | г. Братск, Иркутская область | ФГБОУ ВО «Братский государственный университет» |
Развитие Арктики | ||||
1 | Цыцаркин Никита | Школьник | г. Санкт-Петербург | ГБОУ ФМЛ 366 |
2 | Осиряева Елизавета | Студент | г. Чита, Забайкальский край | Читинский педагогический колледж |
Климат и экология | ||||
1 | Дворцова Ольга | Школьник | г. Нижний Новгород, Нижегородская область | МБОУ «Школа №66» |
2 | Гафурова Валерия | Студент | г. Санкт-Петербург | ГИЕФПТ, 1 курс |