Летняя школа «Психология образования»
27 июня, 12:26Завершилась третья Летняя школа для молодых исследователей в сфере психологии образования, организованная Федеральным научным центром психологических и междисциплинарных исследований и факультетом психологии МГУ им. М.В. Ломоносова при поддержке Минобрнауки России. Школа ориентирована на расширение кругозора молодых исследователей, аспирантов и студентов. Мероприятие прошло с участием ведущих отечественных и зарубежных ученых в области психологии образования на русском языке.
На открытии школы с приветственным словом выступили заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Денис Секиринский, декан факультета психологии МГУ, директор Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований, президент Российского психологического общества Юрий Зинченко, председатель Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Никита Марченков.
Трехдневная программа Летней школы охватила все этапы исследовательского цикла. В результате обучения участники приобрели лучшее понимание принципов планирования и проведения научных исследований, освоили основные стратегии статистического анализа данных и описания результатов, научились создавать диагностические инструменты, узнали приемы эффективной коммуникации в научной среде.
Ведущие ученые и исследователи психологии образования прочли лекции и выступили с мастер-классами. В качестве лекторов приняли участие: академик РАО, доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ Александр Веракса, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ Тамара Гордеева, доктор психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии детства и цифровой социализации ФНЦ психологических и междисциплинарных исследований Дмитрий Корниенко, PhD in Sports Science, научный сотрудник факультета спорта и физического воспитания университета Нови-Сад Неманья Лакичевич и профессор РАН, доктор психологических наук, заведующий лабораторией социальной и экономической психологии Института психологии РАН Тимофей Нестик, который обсудил с участниками Летней школы связь науки и государства, а также динамику общественного мнения в разных странах относительно научных исследований. О запросах практики и опыте применения исследований в школе рассказал директор МАОУ Лицея №23 в Калининграде Сергей Гоман.
Всего участники прослушали более 15 лекций от ведущих ученых в сфере психологии образования. Молодые исследователи углубились в теоретический аспект проведения исследований и сразу применяли полученные знания на практике, например разработали собственный диагностический инструментарий, написали один из разделов статьи и научились формулировать верный исследовательский вопрос.
В этом году в мероприятии приняли участие в очном и онлайн формате более 200 студентов, аспирантов и молодых ученых из Казахстана и Беларуси, Узбекистана и Таджикистана, Сербии, а также из более, чем 20 регионов Российской Федерации (республики Адыгея, республики Башкортостан, Донецкой Народной Республики, республики Ингушетия, республики Крым, республики Татарстан, Удмуртской республики, республики Адыгея, Камчатского края, Краснодарского края, Белгородской, Запорожской, Кировской, Ленинградской, Омской, Ростовской, Саратовской, Ярославской областей и других регионов).
Проведение летней школы, подчеркивающей междисциплинарный характер психологических исследований, особенно актуально в рамках Десятилетия науки и технологий Российской Федерации. Особое внимание было уделено презентации полученных результатов в виде публикаций: мастер-классы проводили исследователи, занимающиеся развитием единственного в России журнала по психологии на английском языке Psychology in Russia, который в этом году стал первым в России журналом, вошедшим во второй квартиль Scopus.
Также участники школы смогли ознакомиться с результатами проекта «Растем вместе». Проект направлен на всестороннее изучение детства, в том числе роли семьи и семейной среды в развитии ребенка. На данный момент это единственный в России масштабный лонгитюдный (т.е. долговременный) проект исследования детства.
За три дня школы участники изучили психологию образования с разных сторон, узнали о трендах в исследованиях в данной области, особенностях применения различных статистических методов, разработке и апробации эффективного инструментария психолога-исследователя, изучили методы презентации результатов и разрешения конфликтов в научной среде.