В Нижнем Новгороде показали работу объектов научно-популярного туризма Десятилетия науки и технологий и национального проекта «Наука и университеты»

20 июня 2023 года, 18:07

20 июня 2023 г. в Нижнем Новгороде состоялся пресс-тур по объектам национального проекта «Наука и университеты» и научно-популярного маршрута, созданного по инициативе «Научно-популярный туризм» Десятилетия науки и технологий. В пресс-туре учёные представили уникальные разработки в области имплантологии, нейробиологии, искусственного интеллекта, химии и медицины.

Пресс тур

Участники пресс-тура увидели учёных за работой, узнать о проектах Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского и побывали в современных исследовательских лабораториях.

Университет входит в состав Научно-образовательного центра мирового уровня «Нижегородский НОЦ», который является одним из первых научно-образовательных центров мирового уровня, созданных в стране по национальному проекту «Наука и университеты». Одно из основных направлений его научных исследований – высокотехнологичная персонализированная медицина и медицинское приборостроение. Учёные с применением искусственного интеллекта создают современные приборы, имплантаты, приложения, необходимые при современных подходах к диагностике и лечению различных заболеваний.

«Благодаря проекту у каждого человека есть возможность посетить уникальные объекты и вживую пообщаться с людьми, которые создают научные открытия. Он позволяет открыть Россию и посмотреть на неё с другой стороны. Проект даёт возможность популяризировать науку среди молодых людей, поспособствовать их профориентации. Уже сейчас к посещению доступны 77 объектов научной инфраструктуры в разных субъектах РФ. И каждый турист сможет почувствовать себя немного учёным – провести опыты в лабораториях, получит опыт в аэрофотосъёмке, провести анализ и исследование какого-либо вещества и т.д.» – сказал зампредседателя Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Андрей Паштетский

Помимо участия в национальном проекте «Наука и университеты», ННГУ им. Н. И. Лобачевского входит в программу научно-популярного туризма Десятилетия науки и технологий.

В Институте биологии и биомедицины ННГУ участникам пресс-тура представили разработки по вычислению биологического возраста человека, которые позволят в скором будущем не только продлить здоровую и активную жизнь человека, но и предотвратят развитие в том числе онкологических заболеваний. Также участники пресс-тура познакомились с исследованиями в области нейробиологии, заболеваний мозга и современными подходами к их лечению.

На химическом факультете ученые кафедры аналитической и медицинской химии рассказали, как разрабатывается новое поколение сенсоров для «электронного носа» – электронное обоняние, которое обнаруживает и распознает запахи и вкусы с помощью матрицы датчиков и используется для раннего предупреждения техногенных, химических и биологических угроз, мониторинга окружающей среды, а также в здравоохранении и пищевой промышленности.

В лабораториях физического факультета и научно-образовательного центра «Физика твердотельных наноструктур» Университета Лобачевского ученые показали исследования и разработки, направленные на создание аппаратной базы искусственного интеллекта. Там участники пресс-тура увидели процесс создания мемристоров – электронных компонентов, которые позволяют достоверно имитировать работу нейронов головного мозга, т.е. могут лечь в основу разработки нейронных сетей. Нижегородские физики продемонстрировали, как изготавливают и исследуют отдельные мемристоры, проверяют их работоспособность и соединяют в схемы.

Также участников посетили музей ННГУ «Нижегородская радиолаборатория» – первый советский научно-исследовательский центр в области радиотехники, первый Технопарк России. Сегодня Нижегородская радиолаборатория – одна из самых популярных «троп» научно-популярного туризма. Её посетители узнали, почему Нижний Новгород – столица радио, смогли самостоятельно открыть для себя законы физики и законы окружающего мира в кабинете-лаборатории «Физическая картина мира. Колебания и волны в опытах и экспериментах».

Пресс-тур в Нижнем Новгороде стал вторым пресс-туром по объектам национального проекта «Наука и университеты» и научно-популярного маршрута Десятилетия науки и технологий, который провели в рамках XI Всероссийского съезда СМУ и СНО.