Координационный совет по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию

ПМЭФ-2023: Каким будет облик новой структуры образования?

15 июня 2023 года, 18:55

Сегодня в рамках деловой программы Петербургского международного экономического форума состоялась сессия «Российская высшая школа: новые возможности». Дискуссия была посвящена эксперименту по переходу на новую модель высшего образования в 6 российских вузах.

ПМЭФ

Участие в сессии приняли Помощник Президента РФ Андрей Фурсенко, Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, ректоры четырех из шести российских вузов, вошедших в пилотный проект по формированию новой национальной системы высшего образования, ректор МГИМО Анатолий Торкунов, представители бизнес-сообщества, а также студенты ведущих вузов.

Модератором сессии выступил помощник Президента РФ Андрей Фурсенко

Участники озвучили следующие тезисы:

– в последние годы экономика России кардинально изменилась и система образования должна на это отреагировать;

– важно сохранять баланс между фундаментальностью и практикоориентированностью образования;

– для подготовки квалифицированных кадров необходима кооперация между высшим образованием, наукой и производством.

«С одной стороны, образование должно, возможно, быть неким более стабильным институтом, чем другие, потому что оно обеспечивает передачу культурного кода от одного поколения к другому. Но с другой стороны, оно должно периодически заметно меняться для того, чтобы встроиться в те огромные изменения, которые происходят в обществе», — отметил Помощник Президента РФ Андрей Фурсенко.

По его словам, Россия сегодня находится в условиях, когда эти изменения обязательно должны произойти. Именно об этом в Послании говорил Президент России Владимир Путин, подчеркивая,что в результате преобразований у российских студентов должно появиться больше возможностей, а не проблем.

Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков обратил внимание, что сегодня экономика страны развивается в совершенно иных условиях, чем 20–25 лет назад, когда часть новых технологий можно было брать извне, а вузы должны были воспитывать специалистов, которые эти технологии смогут обслуживать.

«В определенный промежуток времени происходит серьезный запрос на изменения в целом системы. Надо понимать, что у нас экономика оказалась в кардинально другой ситуации. Сейчас мы в большей степени должны опираться на собственные силы. И экономика неразрывно связана с системой образования. Система образования должна была на это отреагировать. Это другая система образования и другой запрос на новые кадры», — подчеркнул Валерий Фальков.

По итогам обсуждения Андрей Фурсенко отметил, что в результате изменений система образования должна оставаться самостоятельным субъектом развития России.

«Система образования должна остаться самостоятельным, а может, одним из ключевых субъектов развития страны. Особенно сегодня, когда вопрос суверенитета стоит так остро», — заключил он.