Координационный совет по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию

Как совместить науку и путешествия?

14 октября 2022 года, 11:27

Ведущие эксперты Дальнего Востока обсудили планы развития научного туризма и научного волонтерства на форуме молодых ученых и инноваторов «Восток. Наука II» в Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ).

Восток и наука

Модератором сессии выступил заместитель проректора по научной работе ДВФУ, член Координационного совета Илья Купряшкин. Он рассказал о федеральной поддержке развития инициатив в рамках Десятилетия науки и технологий в РФ и инструментах реализации.

«Любой желающий может принять участие в проектах, размещенных на платформе, или инициировать свой. Координационный совет проведет экспертизу и при необходимости поможет авторам доработать продукт. Каждый может попробовать себя в роли ученого, например в проекте ВДЦ "Океан" в качестве научного волонтера», — обратился к собравшимся Илья Купряшкин.

Руководитель агентства по туризму Приморского края Арсений Крепский отметил, что научный туризм отличается от классического, так как представляет собой вклад не в экономику, а в личностное и профессиональное развитие молодых ученых.

«Во Владивостоке существует точка туристского притяжения — ДВФУ. Университет как научно-образовательная структура является интересным и притягательным. Вопрос в том, как это капитализировать, не убив, не похоронив цель, которую студенты и ученые преследуют, когда приезжают сюда. Как сделать туризм научным и коммерчески успешным — задача, которая нуждается в обсуждении», — сказал Арсений Крепский.

Директор Академии гостеприимства ДВФУ Дарья Романцова предложила сотрудничать с региональными туристическими операторами и создавать качественные и комплексные турпродукты, а также привлекать профессиональных экскурсоводов.

«Спрос на научный туризм есть. Сейчас мы ведем переговоры с Нижегородским университетом: его представители хотят приехать на исследования в ДВФУ целой группой. Встает вопрос: как это монетизировать? Мы считаем, что нашему университету необходимо войти в реестр туроператоров и вести туроператорскую деятельность по приему туристических групп, в том числе и по научному туризму. Нам надо создать комплексный турпродукт, потому что в ДВФУ есть научно-технологический потенциал в виде современных лабораторий и ученых, которые могут через туризм развивать ключевые и важные направления науки», — отметила Дарья Романцова.

Дарья также поделилась опытом реализации программы студтуризма на базе ДВФУ. Удачными практиками в рамках научного туризма и волонтерства поделились председатель межрегионального фонда поддержки молодежных инициатив «Татьянин день — Приморье» Олеся Некрасова и заместитель проректора по науке и инновациям Забайкальского государственного университета Анна Шапиева.

«Инициатива десятилетия нам дала вектор развития в части популяризации науки и вовлечения широкого круга непрофессионалов в научную деятельность. Все это должно курироваться, отслеживаться при участии профессионалов и ученых. Ключевой задачей в сфере научного волонтерства мы определили организацию работы через создание регионального центра гражданской и волонтерской науки. Важно снять с ученых все организационные, информационные и методические вопросы, чтобы исследователи занимались только наукой, а волонтеры им помогали. Также у нас выстроена система взаимодействия внутри центра: университет определяет для себя партнера-спутника, для нас ими стали платформа "Люди науки" и Координационный совет», — рассказала Анна Шапиева.

По словам заместителя председателя правительства Камчатского края Александры Лебедевой, правительство планирует поддерживать школьный научный туризм на законодательном уровне.

«Сейчас пилотируется девятый федеральный закон о социальных заказах. Суть в том, чтобы коммерческие организации оказывали социальные услуги гражданам. Уже пятый год Ростуризм планирует выделить федеральную субсидию, чтобы поддержать туризм, направленный на школьников 5–9 классов. Пока не все регионы прониклись и поняли, в чем суть», — поделилась Александра Лебедева.

По итогам встречи решено разработать турпродукты с научной составляющей, которые подойдут как молодым ученым, так и школьникам.

Подробнее о проектах научно-популярного туризма – на платформе Science-ID.

Источник: Пресс-служба ДВФУ