Координационный совет по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию

Российские и германские эксперты обсудили опыт и перспективы совместной поддержки молодых исследователей

17 мая 2019 года, 11:39

16 мая на форуме «Наука будущего – наука молодых» в Парке науки и искусств «Сириус» прошел Российско-Германский день.

Российские и германские эксперты обсудили опыт и перспективы совместной поддержки молодых исследователей

Дорожную карту сотрудничества в области образования и науки Россия и Германия подписали в декабре 2018 года. Документ определяет совместную работу на ближайшие десять лет. На дискуссии «Международное научное сотрудничество – ставка на молодых?» эксперты обсудили, кто такой молодой ученый, зачем начинающим исследователям работать в иностранных лабораториях и какая поддержка может повысить академическую мобильность.

Участие в обсуждении приняли помощник президента России Андрей Фурсенко, президент Объединения им. Гельмгольца Германии Отмар Вистлер, первый заместитель министра науки и высшего образования России Григорий Трубников, научный директор GSI и FAIR GmbH Германии Паоло Джубеллино. Также о своей международной карьере рассказали молодые исследователи Алексей Федоров из Российского квантового центра и Йоханнес Реблинг из Объединения им. Гельмгольца.

Как отметил Отмар Вистлер, сегодня понятие молодого ученого предполагает не столько возраст человека, сколько желание менять среду вокруг себя и решать амбициозные задачи.

«Молодой ученый – это тот, у кого свежий взгляд на науку. Нужно сохранять здоровое любопытство и найти правильную среду для себя. Это играет важнейшую роль в достижении результата. Некомфортные условия мешают. Именно поэтому человеку так важно видеть опыт других людей, которые используют иные подходы, чтобы выстраивать среду вокруг себя. Когда исследователь чувствует себя причастным к большому международному проекту, он более склонен вернуться к себе домой, чтобы улучшать среду», –  рассказал президент Объединения им. Гельмгольца.

И российские, и немецкие эксперты согласились с мнением, что сегодня амбициозные проекты доверяют именно молодым ученым, потому что они готовы искать нестандартные пути и реализовывать смелые идеи.

«Молодежи важно обрести  поддержку, – продолжил Паоло Джубеллино– Если человеку 20 лет, он только растет, и для него важно посмотреть, как работают другие, это то, что развивает, помогает найти сферу, где человек сможет реализовать себя по максимуму. Вне всякого сомнения, молодому ученому нужно смотреть на существующие в мире структуры и сопоставлять их со своими внутренними запросами. Поддерживая международное сотрудничество, мы даем возможность открыть разнообразие мнений, подходов и позиций».

Как отметил Андрей Фурсенко, один из ключевых смыслов поддержки именно молодых исследователей в том, чтобы уравнять шансы.

«Человек, наработавший себе имя, добивается поддержки за счет лучших результатов. Сделать первый шаг гораздо сложнее. Уравнивать этот момент так же важно, как и уравнивать шансы ученых из регионов, чтобы давать им возможность выйти на международное пространство», – подчеркнул помощник президента.

По мнению Андрея Фурсенко, ценность международного научного сотрудничества в том, что оно помогает применять разные подходы для одних и тех же вопросов и приходить к новым решениям, связанным с большими вызовами современности.

«Людям, обществу и странам нужны мосты. Мы уже привыкли к словам “большие вызовы современности”, но это те проблемы, которые возникли в сегодняшних условиях и которые не решить в рамках существующих возможностей и подходов. Найти решения можно, используя разное понимание, как делается наука. Чем разнообразнее взгляды на один и тот же предмет, тем больше шансов, что мы выйдем на качественно новый уровень. Мы очень беспокоимся о биоразнообразии, но гораздо меньше – об интеллектуальном.  Когда говорят, что среда важнее конкретной темы, это правильно. Важны разные среды, в которых мы могли бы получать для себя что-то новое. Наше образование отличается от других, это здорово, люди по-разному подходят к одним и тем же вещам», – подчеркнул Андрей Фурсенко.

Тем, кто не знает, с чего начать международную карьеру, молодой исследователь Йоханнес Реблинг, посоветовал сначала определить интересную для работы тему, затем проанализировать, в каких научных организациях проводят такие исследования, а затем найти существующие инструменты поддержки и подать заявку.

«Я начинал свою карьеру в Германии, затем меня вдохновил профессор в моем университете и я подал заявки на участие в определенных проектах. Нужно не сидеть на месте и брать поиск в свои руки. Кроме того, начинающему исследователю можно прикрепиться к профессору, который также активно участвует в международных проектах, это поможет ориентироваться»,  – рассказал  Йоханнес Реблинг.

По словам Григория Трубникова, сегодня в России запущены программ поддержки международной карьеры ученых, среди которых краткосрочные гранты и долгосрочные программы РФФИ и РНФ, программа «Горизонт 2020», проект Cremlin. Повысить академическую мобильность может помочь открытие специальных рабочих мест для исследователей.

«Мы обсуждаем, нужны ли какие-то новые инструменты поддержки молодых талантов России и в последний год внимательно их анализируем. Возможно, стоит сосредоточиться в этих программах на том, чтобы команды тратили ресурсы, которые они получают в рамках поддержки, в том числе на организацию новых рабочих мест. Например, открыть нескольких новых ставок по конкурсу для российских и зарубежных ученых. Мне кажется, тем самым мы повысим академическую мобильность и международное сотрудничество», – рассказал первый заместитель министра науки и высшего образования России.

Григорий Трубников также отметил, что в России сегодня работают двусторонние программы сотрудничества с более чем 50-ю странами мира, в рамках которых подразумеваются двух-трехлетние проекты и взаимные стажировки.

Источник: Образовательный центр "Сириус"